Приложение МААМ

Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении

Зухра Мамчуева
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессиональ-но помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными по-колениями в семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных тради-ций;

Темочки:

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и ува-жение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• воспитание уважения к детству и родительству;

• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микро-среды;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и теоретической помощи родителям воспи-танников через трансляцию основ теоретических знаний и форми-рование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родите-лей, их образовании, общем культурном уровне, личностных осо-бенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и ха-рактера семейных отношений и др. ;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих эта-пов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сооб-щить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, че-го он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родите-ли предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними про-водить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информа-ции, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожи-данными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, до-стижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ре-бенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выби-раются формы сотрудничества.

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система орга-низации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информаци-онные;

• традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной ра-боты с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традицион-ными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, струк-тура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методиче-ских источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвеще-ние родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитан-ников данного ДОУ;

работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить по-давляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление не-формальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принци-пы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно стро-иться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оцен-ки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как не-традиционные.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теп-лые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также бо-лее доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогиче-скую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффек-тивными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагоги-ческому содержанию мероприятия, а установление неформальных довери-тельных отношений с родителями не является основной целью общения.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учре-ждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встре-ча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица» (Приложение 15. Сценарий «Масленицы», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. (Приложение 16. Сценарий праздника «А, ну-ка, бабушка! А, ну-ка, дедушка!», вечер взаимодействия «Как мы весну встречали» (Приложение 17. Сценарий вечера). Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры (Приложение 18. Сценарий «Летние семейные олимпийские игры»). Та-кие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосред-ственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотво-рения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать ин-тересные истории и т. д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие вы-ставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений меж-ду ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активно-сти родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутри-семейных отношений). Например, выставки «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия»

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспиты-вается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чув-ства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увле-ченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют вы-ставки совместного творчества.

Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся рав-нодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интерес-нее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря та-кой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиоте-ка группы.

К данным формам также можно отнести :

• кружки и секции;

• клубы отцов, бабушек, дедушек;

• клуб выходного дня (Приложение 19. Программа клуба выходного дня);

• выпуск стенгазеты (Приложение 20. Статья «Стенгазета как средство взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей»);

• домашние гостиные (Приложение 21. Сценарий домашней гости-ной);

работа театральной труппы дети – родители (совместная поста-новка спектаклей);

• семейные встречи;

• веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);

• музыкальные и литературные салоны;

• коллекционирование и т. д.

Публикации по теме:

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Опубликовано: 23 января 2025 в 14:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Зухра Мамчуева (УИ 2501313) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД