Лучший педагог года

Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»

Ирина Кривая
Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так,

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Консультация „Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания“» размещена в разделах

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду

развитие интереса к русским традициям и промыслам

формирование элементарных знаний о правах человека

расширение представлений о городах России

знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно - патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, пример: детям мл. группы сложны знания о столице)

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов, уровня развития;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, поддержание интереса у ребенка его активной позиции в процессе выполнения практических и творческих заданий, помогающих расширить кругозор и отразить впечатления, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

-«принцип наглядности» - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

- «принцип последовательности»- предполагает планирование материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали материал постепенно, в определенной системе;

- Принцип тематического планирования» предполагает подачу материала по тематическим блокам. Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Тематика сохраняется, но объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.

Система и последовательность работы по теме может быть представлена в следующих блоках:

- моя семья, мой дом;

- мой детский сад;

- мой любимый город;

- моя малая Родина»

- страна, ее столица, символика»

- культура и ее традиции;

- будем Родине служить;

- правила, по которым мы живем.

Задача педагога отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны.

Основные методы и формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию :

- Основная форма работы - познавательные занятия. Важно, чтоб они повышали детскую мыслительную активность;

- Беседы, игры – беседы;

- Игры - путешествия, творческие игры, игры - соревнования, интеллектуальные игры, дидактические игры, игры- инсценировки;

- Экскурсии (природоведческие, бытовые - в прачечную, в мед. кабинет, на кухню, на почту);

- Праздники (к дню 8 марта, к дню защитника отечества, ко Дню Победы и т. д);

- Развлечения;

- Продуктивная деятельность (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование выставки рисунков и т. д)

- Чтение стихов, рассказов;

- Организация мини-музеев;

- Встречи с ветеранами, художниками;

- Фото выставки;

- Физкультурные досуги («Буду в армии служить, буду Родину любить»).

Система работы по гражданскому и патриотическому воспитанию в ДОУ строится последовательно, начиная с младшего возраста с поэтапным усложнением в соответствии с опытом детей, с учетом принципа развивающего обучения.

Система работы по патриотическому воспитанию детей :

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы.

В работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные технологии:

- игровые,

- информационные,

-коммуникативные,

- проблемные,

-развивающего обучения,

-консультативные,

- проектные,

-ИКТ.

В каждой возрастной группе можно создать центр по воспитанию у детей патриотических и духовных качеств, где дети могут рассмотреть фотографии достопримечательностей города или поселка, познакомиться по демонстрационному материалу со столицей России, символами государства (герб, флаг, гимн, русскими промыслами, красотой природы.

В группах можно демонстрировать проекты по патриотическому воспитанию детей.

В дошкольном учреждении каждый год необходимо проводить праздничные мероприятия:

Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.

Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.

Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.

Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники необходимо сопровождать хорошей музыкой, красочным оформлением зала, групп, разными сюрпризами.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к обелиску для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Список литературы

Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий/ Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. - Волгоград: «Учитель». - 2007. – 203 с.

Бондаренко Т. М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ : Практическое пособие/ Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ИП Лакоценин. - 2010. - 176 с.

Доронова Т. Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада/ Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева Т. И. Гризик, В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2011. - 111 с.

Сажина С. Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ [Текст] : методические рекомендации / С. Д. Сажина. - М. : ТЦ. «Сфера», 2010. - 112с. 5.

Публикации по теме:

Консультация «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников» ГККП «Ясли-сад №16» Содоклад «Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников» (№ 3педсовет-2017г.) воспитателя старшей.

Применение инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания Статья Тема: «Применение инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в рамках патриотического воспитания» Реализация.

Комплексно-тематическое планирование в рамках нравственно-патриотического воспитания Комплексно – тематическое планирование /в рамках нравственно-патриотического воспитания/ Дата № п/п Тема Содержание работы Итоговое.

Конспект спортивного мероприятия к 23 февраля в рамках недели патриотического воспитания Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к физической культуре и спорту. Задачи: 1.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация нравственно-патриотического воспитания с дошкольниками с учётом ФГОС» Тема: "Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания и организация нравственно-патриотического воспитания с дошкольниками.

«Способы патриотического воспитания дошкольников». Консультация для родителей Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.

Консультация для родителей «Современная семья. Основы воспитания детей» Консультация для родителей СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ:ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Здравствуйте, сегодня бы мне особо хотелось обратить ваше внимание.

Проектно-исследовательская деятельность, как средство патриотического воспитания .

Реализация патриотического воспитания через игровую деятельность детей старшего дошкольного возрастаРеализация патриотического воспитания через игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста Реализация патриотического воспитания через игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста Керимова Амина МБДОУ «Детский сад.

Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках патриотического воспитания В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 08:33
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Современная деятельность педагогов с детьми в рамках патриотического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кривая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД