Получи документы

Совместный труд ребенка и взрослого

Лариса Дружинина
Совместный труд ребенка и взрослого

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Трудолюбие не дается от природы сразу, а должно воспитывается и развиваться с самого раннего детства ребенка. Главная цель труда – в его влиянии на развитие личности ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы и навыки, улучшает здоровье ребенка. Движения ребенка становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка и развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. Труд влияет на всестороннее развитие личности ребенка, предлагаю вашему вниманию некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье. Труд в быту в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Привлекая дошкольников к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем в них привычку трудиться, а вместе с ней привычку заботится о близких, формируя тем самым позитивные побуждения. Именно с бытового труда дома и начинается трудовое воспитание ребенка. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой деятельности в будущем. И кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является несложной, требует от ребенка умственного напряжения.

Воспитание трудолюбия должно быть не типичным и однотипным для всех детей, а учитывать особенности развития каждого. Например, ребенок неохотно берется за дело, но самостоятельно завершенная работа доставляет ему удовольствие. Надо обращать его внимание на приятных ощущениях от самостоятельно сделанной вещи или деятельности, надо разделить с ним его радость, не разочаровывать и его критическими замечаниями, если даже работа выполнена не так хорошо, как ему кажется. Надо заботиться, чтобы предвкушение результата служило стимулом к активности. Иными словами, определить родительскую позицию, с которой надо воздействовать на ребенка, прививая ему любовь к трудовой деятельности. Некоторые дети, не успев взяться за порученное дело, стараются избавиться от него. Их не привлекает не сам процесс, ни полученный результат. Но невыполненное дело тяготит их.

Иногда, это ребята с развитым чувством долга, иногда они просто боятся порицания и наказания и поэтому охотно приступают к делу, чтобы пораньше освободиться от него. Есть дети, которые с азартом принимаются за все новое, увлекаются, но быстро теряют интерес и не доводят ничего до конца, до результата. Ясно, что к ним нужен особый подход, не такой, как в первом случае. Важен и правильный выбор заданий, чтобы они не были трудными, и оценка результатов, которая служила бы поощрением. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование личностных качеств, например самостоятельности.

Ребенок становится способным не только сам умыться, раздеться, протереть пыль, убрать игрушки на место и др., но и помочь другим детям. Это позволяет ему не только утвердиться в коллективе в качестве умелого и отзывчивого товарища, приобрести уверенность в себе, в своих возможностях. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

Овладение трудовыми навыками дает возможность участвовать в общем труде. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями. Обслуживая себя. Ребенок проявляет определенные физические и умственные усилия; они тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше, тем менее ребенок владеет навыками самостоятельного одевания, умывания и еды.

Организуя трудовую деятельность, следует помнить, что труд должен быть целесообразным, полезным, результативным, посильным. Дети должны понимать общественную пользу труда; понимание общественных мотивов труда побуждает даже непривлекательные виды труда выполнять охотно.

Дети должны уметь выполняют различные виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд. Труд детей в семье должен быть посильным по возможностям. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте интерес и позитивные подкрепления. На первых ступенях трудовая деятельность проявляется мало и редко, она связана непосредственно с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение к трудовым обязанностям отбивает охоту у детей помогать взрослым вообще. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут, зачем этот результат.

Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся, и какой результат будет в итоге. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен и подкреплен похвалой. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности у дошкольника и закрепления результата.

Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.

Публикации по теме:

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенкаЛэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.

Фотоотчет «Совместный труд родителей с детьми, поделки к Новому году»Фотоотчет «Совместный труд родителей с детьми, поделки к Новому году» Фотоотчет "Совместный труд родителей с детьми, поделки к Новому году" Зима – прекрасное время года, самое сказочное время в году. Новый.

Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка»Из опыта работы «Лэпбук как форма взаимодействия взрослого и ребенка» В современном мире каждый воспитатель дошкольного образования ищет новые пути, подходы в своей педагогической деятельности. Ведущим видом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Совместный труд ребенка и взрослого
Опубликовано: 9 октября 2024 в 15:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместный труд ребенка и взрослого» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Дружинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД