Екатерина Трегубова
Совместная деятельность воспитателя и специалистов ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач педагогов, организовать
взаимодействие с узкими специалистами таким
образом, чтобы результатом этого взаимодействия
был счастливый и успешный ребенок.
В нашем детском саду накоплен огромный опыт взаимодействия воспитателя и специалистов. Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми.
Правильное планирование совместной деятельности воспитателя и специалистов обеспечивает необходимую систематичность и эффективность в работе со всеми участниками образовательного процесса.
Публикация «Совместная деятельность воспитателя и специалистов ДОО» размещена в разделах
Стоит отметить, что воспитатель несет основную ответственность за развитие ребенка, а узкие специалисты обладают широкими знаниями в своей области, но их главная задача состоит в оказании помощи воспитателям и родителям группы по раскрытию всех способностей дошкольника.
Опыт работы воспитателей с узкими специалистами позволяет привести в качестве примера множество форм реализации взаимодействия.
Педагогическая деятельность имеет коллективный характер, поэтому развитие командного взаимодействия в нашем детском саду позволяет решать не только годовые задачи учреждения, но и следующие задачи:
• повысить качество образовательной деятельности, учитывая интересы всех его субъектов образовательных отношений;
• апробировать инновационные технологии в педагогическом коллективе;
• повысить уровень ответственности педагогов за осуществление образовательной деятельности;
• содействовать повышению мотивации профессиональной деятельности.
У нас в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Помимо того, что все узкие специалисты, совместно с воспитателями, организуют и проводят образовательную деятельность и диагностику, у каждого специалиста есть свое направление в работе.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса играет педагог-психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый детский коллектив. В этот момент он помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Помогает детям справиться с трудностями адаптационного процесса. Контролирует их прогресс и консультирует родителей.
Знакомит родителей разных возрастных групп с индивидуальными возрастными особенностями детей. Совместно с воспитателем планирует индивидуальную работу с детьми и дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе или организации комфортной психологической среды группы. Вместе с воспитателем участвует в организации и проведении различных мероприятий. Оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят утренники, праздники, развлечения, досуги, мастер-классы, квесты, акции, конкурсы, экскурсий. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально, на кружках и в группе, консультирует воспитателя по проблемам музыкального развития детей. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия. Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации, рекомендации, памятки.
В нашем детском саду инструктор по физической культуре выявляет физические способности детей, планируют индивидуальную работу с детьми имеющими особенности в физическом развитии, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблемам двигательного развития детей. Совместно разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, соревнованиях, утренней гимнастики, различениях, тематических праздниках, акциях, квестах, экскурсиях и мастер-классах. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для физического развития детей (консультации по наполнению спортивных уголков в разных возрастных группах). Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации и консультаций для родителей.
Инструктор физкультуры осуществляет помощь воспитателям в формировании двигательного и гигиенического режимов, в использовании приёмов психогимнастики, дыхательной гимнастики, корригирующей гимнастики, релаксации, элементов самомассажа.
С учителем-логопедом совместная образовательная деятельность носит сугубо – консультативный характер. Родители малышей, нуждающиеся в помощи, получают рекомендации по определенной проблеме. Стоит отметить, что учитель-логопед начинает свою работу с раннего возраста (потешки, артикуляционные и дыхательные гимнастики).
Медсестра систематически наблюдает за состоянием здоровья детей и их развитием, осуществляет контроль по соблюдению режима и качества питания, организует проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, оказывает воспитателям помощь в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, проводит консультации с родителями индивидуально и на родительских собраниях. Также консультирует воспитателей групп и узких специалистов по вопросам здоровья детей.
Предоставленные узкими специалистами материалы в родительском уголке групп регулярно обновляются и пополняется, так же нами ведутся журналы взаимодействия с узкими специалистами.
Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.
Приоритетом совместной деятельности всех специалистов должно быть стремление к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Таким образом, успех организации взаимодействия специалистов нашего детского сада заключается в строгой, продуманной системе, суть которой - тесная взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разработка интегрированного развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики и в организации современной образовательной предметно-развивающей среды учреждения, стимулирующей активное всестороннее развитие ребенка.