МААМ-картинки

Совершенствование работы по гендерному воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента

Мария Зайцева
Совершенствование работы по гендерному воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента
▼ Скачать +Заказ

МОУ «Октябрьская СОШ»

Проект:

«Моя малая Родина – Удмуртия»

Воспитатель : Зайцева М. Г.

2021 – 2022 гг.

Актуальность

“Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык,долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку”.

К. Д. Ушинский

С чего начинается Родина? Для всех она начинается с любви к своей малой

Публикация «Совершенствование работы по гендерному воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента» размещена в разделах

Родине. Но чтобы любить, надо знать и ценить свою малую Родину – место, где мы родились и живём. Но любовь к малой Родине невозможно представить безродного языка, так как язык является одним из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность.

Поэтому так важно с детства у ребёнка создавать представление о том, что

язык – это главное сокровище народа, что только через любовь к родному языку,к своему народу, к его национальным традициям можно воспитать любовь к своему многонациональному отечеству.

В настоящее время возникает жизненная необходимость в том, чтобы

ребёнок с дошкольного возраста уже чувствовал уникальность своего народа, его культуры. Современные родители, по причине своей занятости и нехватки времени, не могут своевременно преподнести ребёнку «школу бабушек и дедушек», которая играет огромную роль в привитии интереса к родному краю, к удмуртскому языку. Поэтому, нам воспитателям, необходимо оказать педагогическую поддержку и помощь в решении вопросов воспитания у детей уважения к их культурной самобытности.

Цель:

- формирование у дошкольников познавательного интереса и уважения к

родному языку через игры, чтение художественной литературы, развлечения.

Задачи:

- воспитывать у детей уважение и заботливое отношение к близким людям;

- дать представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины в удмуртской семье;

- познакомить со всеми красотами удмуртского языка;

- прививать интерес к своей малой Родине и родной культуре.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы «Родничок»,бабушки воспитанников.

Этапы реализации проекта:

Этап 1 – подготовительный;

Этап 2 – основной;

Этап 3 – заключительный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. – апрель 2022г.)

Вид проекта: групповой, творческий.

Ожидаемые результаты:

- дети убедятся, как важно ценить историю родного края;

- будут сформированы первоначальные представления об особенностях воспитания мальчиков и девочек в удмуртской семье;

- будут сформированы у детей чувства уважения к малой Родине.

Проект реализуется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Формы работы с родителями

1. Участие в сборе экспонатов для знакомства с национальным костюмом

удмуртов;

2. Участие в оформлении мини-выставки рисунков в группе.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный

1. Выбор темы проекта и его разработка.

2. Постановка цели и задач.

3. Подбор методического материала по теме.

4. Разработка плана совместной деятельности детей и родителей

II этап – основной (формы работы)

Сентябрь

1. Беседа на тему: «Моя семья»

Цель: Расширить представление детей о своей семье, объяснить понятие «близкие родственники», воспитывать положительное отношение к родственникам.

2. Пальчиковая игра : «Наша дружная семья»

Цель: Познакомить детей с новой игрой и названиями членов семьи на удмуртском языке.

Октябрь

1. Рисование на тему: «Я и моя семья»

Цель: Закреплять у детей умение называть членов своей семьи; воспитывать чувство гордости за свою семью.

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: Продолжать учить детей играть вместе, дружно; формировать положительное отношение к семье.

Ноябрь

1. Беседа на тему: «Удмуртский национальный костюм»

Цель: Познакомить с элементами национальной одежды.

2. Рассматривание альбома «Удмуртский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о национальной одежде удмуртского народа; вызвать у детей интерес к удмуртскому народу.

Декабрь

1. Рисование на тему: «Укрась одежду узорами»

Цель: Развивать у детей эстетическое восприятие; желание создавать узоры на одежде.

2. Игровая ситуация «Уложи куклу Катю спать»

Цель: Познакомить с колыбельной песенкой на удмуртском языке «Изь, изь, нуные.»

Январь

1. Беседа на тему: «Удмуртская кухня»

Цель: Познакомить детей с традиционными блюдами: пельмени, табани, перепечи.

Февраль

1. Разучивание удмуртской потешки «Шанешка»

Цель: Познакомить детей с потешкой на удмуртском языке.

2. Развлечение «Будем с бабушкой играть, прыгать, бегать и плясать»

Цель: Познакомить детей с удмуртскими народными играми; продолжать учить детей играть вместе и дружно.

Март

1. Беседа на тему: «Моё село»

Цель: Дать понятие о нашей Малой Родине.

2. Подвижная игра «Горшок масла»

Цель: Познакомить детей с новой игрой.

Апрель

1. Рассматривание альбома: «Мой край родной»

Цель: Воспитывать любовь к родному краю; желание узнать больше о родном селе.

2. Досуг «Испечём печенье вместе с бабушкой»

Цель: Научить делать песочное тесто для печенья, совершенствовать умение пользоваться скалкой, формочками для изготовления печенья; воспитывать аккуратность в работе, умение договариваться и проводить рабочее место в порядок.

III этап – заключительный

1. Досуг «Испечём печенье вместе с бабушкой»

Результаты проекта

В дошкольном возрасте у детей, в силу их возрастных и психологических особенностей, наблюдается формирование повышенного интереса к овладению каким-нибудь языком. Поэтому мы постарались создать такие условия в группе, чтобы дети слышали удмуртский язык через прослушивание песен, стихов, сказок. Проект «Моя малая Родина - Удмуртия» был реализован в тесном взаимодействии с бабушками наших воспитанников через совместно проведё нные мероприятия: показ удмуртского национального костюма, домашней утвари, познакомила с удмуртскими колыбельными песнями, потешками. Каждый атрибут одежды она демонстрировала и название проговаривала на удмуртском языке. У детей была возможность потрогать домашнюю утварь и даже примерить на себе манисту, платок, лапти, поиграли с детьми в народные игры. Украшали одежду удмуртского народа, в соответствии с гендерной принадлежностью. Радости у детей не было предела. Детям сразу запомнились игры удмуртов, т. к. были доступны и понятны. Особенно запомнились игры «Вумурт», «Горшок масла» и др. Также в группе прошла выставка рисунков на тему «Я и моя семья». Дети совместно с родителями нарисовали свою семью. Познакомились с пальчиковыми играми на удмуртском языке. Была организована в группе выставка книг.

Итоговым мероприятием был проведен досуг «Испечем печенье вместе с бабушкой», на котором дети закрепили свои знания и навыки об истории своего родного края.

Таким образом, нам удалось зародить у дошкольников основы бережного

сохранения истории своей малой Родины. Надеемся, что у детей с возрастом

появится желание внести свой вклад в историю своего родного края, к изучению родного языка.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

1. Шудоншыкыс / Удмурт дунне/ -2012

2. Р. А. Кузнецова Национально – региональный компонент в раннем

языковом образовании (на материале удмуртского языка) - Ижевск – 2006.

3. В. М. Черыгова Родной земли просторы – Ижевск – 2004

4. Н. П. Кралина Удмуртские народные сказки – Ижевск – 2003

5. Н. П. Кралина Удмуртские народные сказки, мифы и легенды –

Ижевск – 2008.

Материально-техническое:

Уголок краеведения:

1. Альбомы: «Дикие животные», «Домашние животные», по сезонам

«Зима», «Лето», «Весна», «Осень»

2. Предметы быта: половик, ныпьет, туесок, полотенце с вышивкой,

3. Детская национальная одежда, лапти,

4. Фотографии села: улицы, дома, исторические и культурные здания.

Приложение

Фотоотчёт

Рисование на тему «Я и моя семья»

Беседа по теме «Удмуртский национальный костюм»

Развлечение «Вместе весело играть, прыгать, бегать и плясать!»

(удмуртские народные игры)

Досуг «Испечём печенье вместе с бабушкой!»

Пальчиковые игры на удмуртском языке

Удмуртские народные игры

Сукыртака «Слепой баран».

По считалке выбирают водящего – слепого барана. Платочком завязывают ему

глаза, три раза поворачивают вокруг себя. После этого «слепой баран» пытается

ловить бегающих вокруг него детей. Он должен угадать имя пойманного ребёнка.

Если угадает, меняются ролями.

Правило игры: дети не должны дотрагиваться до «слепого барана».

Валэзбыжт з кут «Поймай коня за хвост»

Все дети встают друг за другом, взявшись за талию впереди стоящего ребёнка.

Первый ребёнок считается головой коня, последний – его хвостом. По сигналу

старшего, «голова» водит детей быстрой змейкой, пытаясь поймать последнего

ребёнка – «хвост». Если поймает, по счёту выбираются другие «голова» и

«хвост».

Правило игры: дети должны крепко держаться друг за друга.

Кечпи но пуныос «Козлёнок и собаки».

По считалке выбирается «козлёнок». Остальные дети исполняют роль собак.

Козлёнок в огороде грызёт капусту. Собаки его замечают и дружно ругают:

«Кечпи, кечпи, малы кубистамессиид!» («Козлёнок, козлёнок, почему ты нашу

капусту съел!»). Козлёнок, испугавшись, выбегает из «огорода». Собаки бегут

вдогонку. Если поймают, снова по счёту выбирается козлёнок.

Правило игры: «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить

«козлёнка», не задевая его.

Узы-боры бичасько «Собираю ягоды»

По считалке выбирается волк. Он встаёт на специально отведённое место.

Остальные дети идут в конец зала, имитируя сбор ягод, читают стишок: «Узы-

боры бичасько, сь дкионэзад исько, ури-бери пег исько» («Собираю ягоды,

вижу серого волка, убегаю сломя голову»). После этих слов дети бегут в другой

конец зала, «волк» – за ними. Кого поймает, с тем меняются ролями.

Правило игры: бежать только после последних слов стишка.

Вумурт «Водяной».

По считалке выбирается Водяной. Он закрывает глаза и садится на корточки.

Дети ходят по кругу и скандируют: «Вумурт, вумурт, марпу киськод вупыд сын?

Пот, пот ми доры вераны, к ня ни дыр!» («Водяной, Водяной, что сидишь ты под

водой? Выйди, выйди к нам, скажи который час!»). Вумурт «выходит», дети

замирают. Кого поймал, должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал,

«вумурт» и ребёнок меняются местами.

Правило игры: Когда «вумурт» пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя

его отвлекать.

В й г ршок «Горшок с маслом».

По считалке выбираются мама и кошка.

Мама ставит горшки на скамейку, называя их содержимое. Потом говорит кошке:

– Г ршокъёсты эн иса! (Кошка, не трогай горшки).

– Яралоз (Ладно, – говорит кошка.

– Чильык-чальык! (Щёлк-щёлк) – мама уходит на работу. (Кошка в это время

съедает всё содержимое из горшочков).

Вернувшись домой, мама видит: все горшки пустые, опрокинутые. Кошка спит.

Мама, причитая, все горшки обратно ставит на скамейку:

– Й лэз но сием, й лвылэз но сием…Ох тон, ко ыш! И молоко съела, и сметану

съела… Ах ты, кошка! (Кошка просыпается и убегает. Мама гонится за ней).

Правило игры: Если мама поймает кошку, они поменяются ролями.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к традициям родного края» для реализации регионального компонента Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. Образовательный.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаПерспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Перспективное тематическое планирование работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 1 квартал (сентябрь —.

План работы с родителями на летний период 2016 года с учетом регионального компонента ИюньКонсультации «Как одевать ребенка летом», «Профилактика пищевых отравлений кишечных заболеваний», «Безопасность детей летом», «Первая.

Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки» МДОУ "Новомичуринский детский сад№1". Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников "Мальчики и девочки". Из чего же, из чего же,.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование работы по гендерному воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента
Опубликовано: 10 марта 2023 в 13:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совершенствование работы по гендерному воспитанию дошкольников с использованием регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Мария Зайцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД