Светлана Худякова
«Совершенствование педагогической деятельности в работе с дошкольниками через систему здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся», который включает в себя «психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образажизни».
Публикация «„Совершенствование педагогической деятельности в работе с дошкольниками через систему здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательныхотношений в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность. Первое направление формирует у дошкольников основы валеологической культуры, т. е. учит их самостоятельно заботиться о своем здоровье. Второе организует образовательный процесс в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий
в дошкольном образовании :
1. Медико-профилактические технологии, обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии :
• Организация мониторинга здоровья дошкольников, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья.
• Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста.
• Рациональный режим дня.
• Закаливание.
• Организация профилактических мероприятий в детском саду;
• Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
• Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Организация данных технологий в ДОУ осуществляется медицинской сестрой совместно с педагогами.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии– это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. А именно: на развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Отдельные приемы этих технологий широко используются в нашем дошкольном учреждении : на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Компоненты:
• двигательный режим дошкольников
• оздоровительный режим дошкольников
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
• подвижные и спортивные игры
• разнофактурные дорожки
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• закаливание
• спортивные развлечения, праздники
• День здоровья
• гимнастика Хатха-йога
• гимнастика после дневного сна
Все эти компоненты используются в нашем дошкольном учреждении в работе с дошкольниками.
Развитие двигательной активности дошкольников в режиме ДОУ и компоненты физкультурно – оздоровительных технологий.
Параллельно с развитием двигательной активности дошкольников идут и мероприятия по закаливанию, им уделяется особое внимание в режиме дня. Они способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдаются основные принципы закаливания:
• Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров;
• Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций;
• Тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
• Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
• Систематичность и постоянство закаливания
В детском саду рационально проводить 2 вида закаливания: пассивное и активное.
Условиями пассивного закаливания являются правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры помещения.
Под активным закаливанием понимается применение специальных температурных воздействий, т. е. закаливающих процедур путем воздушных, водных и солнечных процедур.
Перспективный план двигательной активности МДОУ детский сад №9
Формы организации режима двигательной активности Возрастные группы
Утренняя гимнастика 5-12 минут
ежедневно в зале (в летний период – на открытом воздухе)
Образовательная деятельность по ОО «Физическое развитие» (физ. занятия –традиционные, игровые, в форме круговой тренировки, сюжетно-игровые, по интересам, предметно-образные, по сказкам, по литературным произведениям, комплексное, с элементами гимнастики Хатха-йога, в форме эстафет и соревнований). 3 раза в неделю
10-30 минут
1 занятие на улице (старшая и подготовительная к школе группа)
Оздоровительно-игровая гимнастика (элементы ритмопластики) 1 раз в неделю (старшая и подготовительная к школе группа)
Самостоятельная двигательная деятельность, проводится под руководством воспитателя. Ежедневно в помещении и на прогулке, характер и продолжительность зависит от индивидуальных особенностей и потребностей детей
Физкультминутки, упражнения с элементами логоритмики, упражнения для глаз, на внимание, пальчиковые игры. Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий
3 минут
Подвижные игры: на прогулках, в перерыве между образовательной деят-тью, во вторую половину дня в групповой комнате и в спортивном зале Ежедневно, не менее 2-4 раз в день
12-15 минут
Смена динамических поз (сидя, стоя) Постоянно, каждые 5-12 минут, как составная часть ООД и режимных моментов
Спортивные упражнения (санки, скольжение) 8-15 минут (старшая и подготовительная к школе группа)
Обучение элементам спортивных игр (баскетбол, волейбол, городки, футбол) Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю (старшая и подготовительная к школе группа)
Физические упражнения и игровые задания с элементами пальчиковой, зрительной, дыхательной, артикуляционной гимнастики, игровой массаж. 5-15 минут
Ежедневно, сочетая упражнения по выбору
Дозированный бег 2 раза в неделю, подгруппами по 5- 7 человек во время утренней прогулки
7-8 минут (старшая и подготовительная к школе группа)
Физкультурные досуги, спортивные развлечения 20-45 минут
1-2 раза в месяц на воздухе или в зале
Спортивные праздники 2 раза в год, 20-45 минут
День здоровья 1 раз в квартал
Прогулка является одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни детского сада. В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Это благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. При планировании прогулки учитывается, какие занятия предшествовали прогулке:
- если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдения,
- если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных и спортивных игр.
Структура примерного планирования прогулки
• После занятий с высокой физической нагрузкой
- Самостоятельная деятельность детей.
- Наблюдение.
- Игры на развитие коммуникативных умений.
- Дидактические игры и упражнения на развитие познавательных способностей.
- Трудовые поручения.
- Подвижные игры средней и малой подвижности.
• После занятий с интеллектуальной нагрузкой
- Подвижные игры.
- Наблюдение.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Трудовые поручения
- Индивидуальная работа над ОВД (по рекомендациям инструктора по физвоспитанию)
- Спортивные игры и упражнения.
- Дыхательные упражнения.
Все эти компоненты используются в работе с дошкольниками.
3. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду– этотехнологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Компоненты:
• Занятия из серии «Здоровье» по программе «Как воспитать здорового ребенка». В. Г. Алямовская
• Образовательные занятия по парциальным программам и методикам:Н. А. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» и др.
• Личностно - ориентированная модель обучения дошкольников (построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка способствует его благополучию и здоровью)
• Игротренинги и игротерапия.
• Самомассаж.
• Точечный массаж.
По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека. В основу знания так же входят вопросы здорового образа жизни и его влияние на состояние здоровья, начальные знания в области медицины и гигиены. Важно, чтобы педагог творчески относился к сообщению знаний, используя для этого не только занятия, но и режимные моменты. Так, для прочного усвоения детьми основ здорового образа жизни, мы проводим с ними беседы и игры соответствующей тематики и используем с этой целью разнообразные виды детской деятельности в течение дня.
Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания. Подбираются такие тематические игры, которые предусматривают возможность постепенного усложнения сюжета и способствуют совершенствованию приобретенных навыков, знаний и умений. При организации игр используются разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, игрушки, муляжи. Для усвоения гигиенических навыков используются дидактические и сюжетно-ролевые игры «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!», «Аптека», «Больница», так же исполуютсяпотешки, например: «Водичка, водичка, умой мое личико!» Интересными для детей такие литературные произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. И. Чуковского и др.
Благодаря внедрению образовательных технологий дошкольники смогут :
• Знать основы здорового образа жизни.
• Сознательно относиться к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления.
• Получить представления о действии некоторых профилактических процедур.
• Активно участвовать в разных видах занятий по физической культуре, самостоятельно организовывать игры.
• Самостоятельно выполнять гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания.
• Осуществлять контроль за своим самочувствием.
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника.
Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатели и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ.
Компоненты:
• Специально организованные встречи, игровые тренинги с детьми;
• Релаксация;
• Музыкотерапия;
• Сказкотерапия;
• Психогимнастика
5. Технологии валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.
Работа с родителями строится по двум направлениям:
• Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Знакомим родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; информационными листами: “Движения и здоровье”, “Физкульт-ура!”, “Для чего нужна зарядка?”; с содержанием физкультурно-оздоровительной работой и лечебно-профилактическими мероприятиями.
• Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, создание условий для общения по вопросам физического воспитания детей. Совместно с родителями организуем и проводим физкультурные праздники,досуги, где происходит непосредственное общение взрослых с ребенком.
6. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащенияпедагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психологическим.
Современная жизнь с её многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной напряженностью и стрессонасыщенностью.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часто его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога : появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания.
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. Многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. Большинство не умеют снимать чрезмерное эмоциональное напряжение, предотвращать его развитие. Это проявляется в разрушительных последствиях для их психоэмоционального и физического самочувствия, а также негативно сказывается на эмоциональном благополучии детей.
Здоровье педагога Оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников.