Анна Дорошенко
Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
"Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Публикация «Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Автор многих методических пособий для педагогов высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность.
Эта деятельность предполагает :
- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;
В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.
В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Процесс самообразования должен :
- осуществляется добровольно,
- осуществляется сознательно,
- планируется, управляется и контролируется самим человеком,
- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-коммуникативные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби.
Составляющие процесса самообразования педагога :
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. .
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;
программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) :
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов;
- педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Выбор темы по самообразованию.
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) единой методической темы школы;
2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;
3) педагогического стажа;
4) уровня профессиональной компетентности педагога;
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Факторы, препятствующие саморазвитию
- Недостаток времени;
- Состояние здоровья;
- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
- Недостаточная поддержка со стороны администрации;
- Собственная инерция.
Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна деятельности;
Обучение на курсах;
Пример и влияние администрации;
Организация методической работы;
Возможность получения признания в коллективе.
Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условия.
Индивидуальная тема по самообразованию - адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Направления работы Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой Сроки Форма представления
результата своей работы Где, когда, кем заслушивается Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении
Профессиональное - Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
- Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.
- Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.
- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
- Повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства
В течение всего срока реализации ИОМ. • Выступление с докладом на районной научно – практической конференции (2017 – 2018 учебный год).
• Выступление на областной научно – практической конференции со стендовым докладом (2017 – 2018 учебный год).
• Прохождение курсов повышения квалификации при НИПКиПРО (2017 – 2018 учебный год)
• Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.
• Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.
• Участие в конкурсах профессионального мастерства Рабочие программы 2 класса (второй год обучения) по предметам:
- живой мир;
- чтение;
- русский язык;
- математика;
- ИЗО;
- устная речь.
Рабочие программы по Музыке, пению, (танец) для 1-4 классов УУО.
Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов УУО.
Рабочие программы по коррекционному курсу «Игра, игротерапия» 2 класс (второй год обучения).
Психолого – педагогическое - Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы. В течение всего срока реализации ИОМ.
Методическое - Знакомиться с новыми формами, методами и примами обучения.
- Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве участника ШПМПк.
- Изучать опыт работы лучших дефектологов, учителей через Интернет.
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
- Создать собственный УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке.
- Совершенствовать структуру самоанализа урока.
- Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний обучающихся.
- Представление опыта работы через открытые уроки на школьном уровне.
- Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Подготовка к аттестации на защиту квалификационной категории.
В течение всего срока реализации ИОМ. • Участие в работе педсоветов, конференциях, спецсеминаров, МО учителей начальных классов (2016 – 2021 учебные годы).
• Посещение семинаров, конференций проводимых ТПМПК в Сузунском районе.
• Посещение открытых уроков, РМО (2016 – 2021 учебный год).
• Проведение открытых уроков (2016 – 2021 учебный год).
• Участие в работе ШПМПк (2016 – 2021 учебный год).
• Создание собственного УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке (2016 – 2021 учебный год).
• Защита на первую квалификационную категорию (2018 – 2019 учебный год).
• Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом (2016 – 2021)
Посещение открытых занятий (2016) :
- учителя начальных классов Балагановой Г. М. ,
- учителя - логопеда Чувьюровой Т. Ю.
Информационно – компьютерные технологии - Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
- Совершенствовать навыки работы на компьютере.
- Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
- Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.
- Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).
- Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя.
- Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов
- Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом
- Участие в конкурсах в Интернете.
- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
В течение всего срока реализации ИОМ. Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.
Регистрация на Нетфолио. ру (2016)
Создание персонального сайта на Нетфолио. ру (2017 – 2018 учебный год)
Участие в интернет конкурсах (2016 – 2021 учебный год)
Помещение своих разработок на сайтах в Интернете (2016 – 2021 учебный год).
Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя (2016 – 2021)
Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов (2016 – 2021)
Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом (2016 – 2021)
anna.annadoroshenko@yandex.ru
«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации».
doroshenkonetfolio.ru
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В течение всего срока реализации ИОМ. Соблюдение охранительного режима.
Использование Су – Джок терапии.
Использование Песочной терапии.