Гульнара Мирманова
Совершенствование педагогического мастерства работников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных учебных программ, результатам и результативности их деятельности. Время, в которое мы живем, требует глубоких, разносторонних и прочных знаний, высоких темпов их обновления, непрерывности освоения. Так, в новой редакции Закона РК об образовании от 09.07.04., в Государственной программе развития образования РК до 2010 года подчеркивается, что образование, как важное средство общественного развития, актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности педагогов, выделяя их способность к самоорганизации, к самоуправлению, самопознанию и саморазвитию. Педагог новой формации и стиля профессиональной деятельности должен обладать личностно-гуманной ориентацией, способностями системного восприятия образовательной реальности и системного действия в ней и владеть современными образовательными технологиями.
Публикация «Совершенствование педагогического мастерства работников ДОУ» размещена в разделах
В трех словах, воспитатель должен быть активным, плодотворным, независимым.
Многие родители думают, что педагогическое мастерство воспитателя детского сада заключается в том, что бы осуществить присмотр за ребенком, охранять его жизнь и здоровье, познакомить с буквами, цифрами и пр.
Тем не менее Л. С. Выготский доказал, что «чем раньше какая-либо психическая функция включена в использование, тем более высокого уровня можно достичь в ее развитии.» Как следствие из этого можно утверждать, что и качества личности успешного и эффективного человека при раннем включении имеют больший потенциал.
И трудно представить себе другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к качествам и возможностям исполнителя, чем педагогическая.
Очень точно и красочно рисует портрет педагога начального обучения (дошкольный и младший школьный возраст) И. Ю. Млодик, который «должен обладать совершенно незаурядными способностями:
• Терпением ангела;
• Харизмой президента развивающего африканского государства;
• Стратегическими способностями великого полководца;
• Обаянием популярного телеведущего;
• Добротой и вниманием Матери Терезы;
• Мудростью и справедливостью царя Соломона.»
Педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у воспитателя совокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание и наблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение и интуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Прежде всего, воспитатель должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети. Педагог не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость. И обязательным должно быть чувство юмора. Юмор помогает человеку не относиться к себе слишком уж серьёзно, помогает легче пережить всяческие неурядицы, трудные, нестандартные ситуации, которых в жизни педагога - пруд пруди, и без чувства юмора очень трудно наладить с детьми доверительные, естественные отношения, стать «своим» взрослым.
Так же следует выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога : высокая ответственность и социальная активность; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
«Научиться можно только тому, что любишь» Иоганн Вольфганг Гете.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это прежде всего философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания педагога формируются на всех уровнях (методологическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция – необходимой предпосылкой успешной работы педагога.
Уровень педагогического мастерства напрямую зависит от уровня технологической компетенции и определяется на основе следующих основных критериев: 1) целесообразности (по направленности, 2) творчества (по содержанию деятельности, 3) технологичности (по уровню педагогической техники, 4) оптимальности (по выбору эффективных средств, 5) продуктивности (по результату). Чем выше технологичность педагога, тем выше уровень его мастерства.
Подытожив все выше сказанное, хотелось бы сказать, что педагог постоянно совершенствуется и саморазвивается, в любое время и в любых жизненных ситуациях. Даже сейчас, когда практически вся страна находится на карантине, в режиме самоизоляции, есть такие люди, которые пользуются выделенным временем с целью повышения своего педагогического мастерства. Лично мною на этой недели было прослушано три курса (о чем имеются удостоверения повышения квалификации) :
• «Основы обеспечения информационной безопасности детей» (22 часа);
• «Безопасное использование сайтов в сети «Интернет» в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся в образовательной организации» (24 часа);
• «Организация защиты детей от видов информации, распространяемой по средством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, в образовательных организациях» (16 часов).
Наверное, каждый педагог, как и я не останавливается на достигнутом. Впереди еще много всего интересного. Сейчас самое главное – это сохранить свое здоровье! Поэтому желаю всем крепкого здоровья! Оставайтесь дома!