Обухов Сергей Александрович
Совершенствование координационных способностей в общей системе двигательной деятельности учащихся с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и ме-нее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обихо-де и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными спо-собностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно стро-ить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соот-ветственно требованиям меняющихся условий. Эти особенности имеют свою специфику. Допустим, что учащийся успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать её, как только меняются условия выполнения. Поэтому происходит закладка фундамента для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на ко-ординацию в младшем школьном возрасте. Этот возрастной период называ-ется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят координационным функциям центральной нервной си-стемы, у которой есть возможность качественно координировать движения.
Публикация «Совершенствование координационных способностей в общей системе двигательной деятельности учащихся с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Уровень координационных способностей определяется следующими способами :
быстро реагировать на различные сигналы, в частности, на движущий-ся объект;
точно и быстро выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени;
дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения;
приспосабливаться к изменяющимся ситуациям, к необычной постанов-ке задачи.
Координационные способности учащихся с лёгкой умственной отста-лостью (интеллектуальными нарушениями) выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно: согласование, упорядочение разно-образных двигательных движений в единое целое, соответственно поставлен-ной задаче.
Значимость воспитания координационных способностей объясняется четырьмя основными причинами:
хорошо развитые координационные способности являются необходи-мыми предпосылками для успешного обучения всем видам деятельности; они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на даль-нейшую стабилизацию;
сформированные координационные способности – необходимое усло-вие подготовки учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями);
разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития ко-ординационных способностей – гарантия того, что можно избежать моно-тонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спор-тивной деятельности;
помимо физических качеств, не менее важно совершенствование коор-динационных способностей учащихся с лёгкой умственной отсталостью (ин-теллектуальными нарушениями).
Для эффективного формирования координационных способностей на базе общего подхода к физическому воспитанию вырабатываются конкрет-ные пути и средства совершенствования соответствующих видов координа-ционных способностей в общей системе двигательной деятельности учащих-ся. Наиболее значимые координационные способности учащихся в процессе управления двигательными действиями :
способность к реагированию;
способность к равновесию;
ориентационная способность.
Дифференцированная способность, разновидностями которой являются способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения и ритмическая способность.
Способность к реагированию – это способность быстро и точно начать движение соответственно определенному сигналу. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку или сиг-нал, поданный голосом.
Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Применяются так называемые упражнения на рав-новесие, то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия: на одной ноге, двух ногах с продвижением вперёд или шагом, бегом, прыжка-ми, различные виды лазания и т. д.
Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности фаз движения, а также движения в целом. Например, бро-сок в кольцо с различных точек.
Ритмическая способность – это способность определять и реализовы-вать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. Ритмический характер работы организма позволяет выполнять наиболее эф-фективно каждое двигательное действие. Например, выполнение вольных упражнений под музыку.
Основным средством для воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличивать за счёт изменения пространственных, временных и динамиче-ских параметров, а также за счёт внешних условий, изменяя порядок распо-ложения средств, их вес, высоту; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сиг-налу или в ограниченное время. Особой эффективностью обладает методиче-ский прием, направленный на представление дополнительной информации.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания коор-динационных способностей составляют общие подготовительные гимнасти-ческие упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мя-чами, гимнастическими палками, скакалками и др., относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в изменённых условиях при различных положениях тела и его частей, упражнения в равновесии. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятель-ность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, кроссовый бег, передви-жения на лыжах по пересеченной местности. Специальные упражнения для совершенствования координационных способностей (движений) разрабаты-ваются с учётом специфики избранного вида спорта. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта.
Применяются две группы таких средств:
• Подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта.
• Развивающие, направленные на развитие координационных способ-ностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Методические приёмы для совершенствования координационных спо-собностей делятся на две группы.
1. Изменение способа выполнения движений :
направления движения – ведение с изменением направления;
силовые движения;
темп движения;
ритм движения;
исходное и конечное положение;
зеркальное выполнение движений.
2. Изменение условий выполнения при сохранении способа :
постоянно меняющееся условие;
силовые упражнения;
предварительная нагрузка;
дополнительное задание во время применения;
комбинирование с другими упражнениями.
Эти приемы носят общий характер и применяются при выявлении раз-личных координационных способностей.
Для оценки комплексного проявления координационных способностей учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени-ями) используются различные тесты.
Важно также для оценки динамического равновесия балансирование на гимнастической скамейке. Оборудование: гимнастическая скамейка, секундо-мер. Процедура тестирования: учащийся должен выполнить на узкой по-верхности гимнастической скамейки три поворота влево и вправо, не падая. Поворот закончен, когда учащийся вернётся в исходное положение. Резуль-тат – время выполнения трёх поворотов (с точностью до 0,1 сек).
Ещё для оценки равновесия используется тест «стойка на одной ноге». Оборудование: секундомер. Процедура тестирования: по команде «можно» учащийся становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит её на опорную ногу чуть выше колена, и немного развернув её; руки ставятся на пояс. Учащимся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту-альными нарушениями) разрешается глаза не закрывать. Результат – время выполнения стойки на одной ноге.
Каждое упражнение приходится повторять неоднократно, чтобы полу-чить положительный результат. Учащиеся с этим заданием справляются.