Елена Патрушева
Социальный долгосрочный проект «Сотрудничество детского сада с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: предлагаемый проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ.
Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада, отсутствия интереса со стороны семьи к различным мерам взаимодействия.
Публикация «Социальный долгосрочный проект „Сотрудничество детского сада с семьей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом посредством инновационных форм, призванных укреплять сотрудничество детского сада и семьи.
Цель: укрепить взаимодействие субъектов воспитания детей в совместной реализации образовательного процесса в ДОУ через нетрадиционные формы работы.
Задачи:
1. Уточнить круг обязанностей ДОУ и объем ответственности родителей в форме общественного договора.
2. Подготовить пакет методических материалов по теме: «Новые формы работы с семьей» :
- подобрать психодиагностический материал;
- методическое обеспечение организации работы с родителями.
3. Провести первичный и итоговый мониторинг эффективности различных форм работы с семьей с акцентом на инновации.
4. Создание методического банка данных ДОУ по теме: «Новые формы работы с семьей».
5. Интенсификация работы с семьей на основе новых форм работы.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
собрания в новой форме (круглый стол, дискуссионный клуб, педагогическая гостиная, научно-практические конференции, создание семейного портрета, клуб «Здоровый малыш», совместные занятия родителей, радио-лекторий, университет «Здоровая семья», оперативная информация (индивидуальные карточки, «Родительская приемная», «Родительская почта» копилка родительской мудрости, тесты, опросы, анкеты и др.
1. Подготовка психодиагностического
материала для анализа работы с родителями:
- анкеты по теме;
- тестирование;
- диагностика.
2. Диагностический исследование проблемы и мониторинг результатов.
3. Заключение договоров с родителями.
Анализ внедрения инновационных методов работы с родителями. Август - сентябрь
4. Работа инициативной группы из числа педагогов и родителей. Организация взаимовыгодного сотрудничества на основе новых форм работы. В течение года Научно-методическая Разработка методических материалов по новым подходам в работе с семьей. Создание методического обеспечения практической деятельности педагогов. Сентябрь - май
Информационная
1. Создание банка педагогических идей: «Новые и эффективные формы работы с семьей». Доступность информации о передовых технологиях педагогической деятельности. Март- апрель
2. Презентация проекта методической службы : «Сотрудничество детского сада с семьей» на РМО.
3. Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ; на родительском собрании в ДОУ. Создание условий для обмена опытом. Январь
Подведение итогов реализации проекта. Март-апрель
Родительский университет для отцов
Тема: «Отец — воспитатель»
1. Приветствие участников.
2. Знакомство (3—5 мин).
Участники, заполняют визитные карточки. Начиная с ведущего, представляются, называют имя и дают себе характеристику как родителю одним словом, например: Михаил — любящий, Александр — добрый и т. д.
3. Просмотр видеофильма «Мой папа».
Воспитанники детского сада рассказывают о своих отцах. Комментарий к фильму, высказывания детей.
4. Анализ анкетирования отцов.
5. Разыгрывание «нестандартных» педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения с детьми.
Папам предлагается стать участниками «нестандартных» педагогических ситуаций.
Ситуация 1. «Уставший папа»
Вы вернулись с работы. День был тяжелым, заболел коллега, и вам пришлось выполнить двойной объем работы, из-за чего не успели пообедать. Вы устали, голодны, раздражены. Супруга не успевает приготовить ужин. А ребенок требует внимания, предлагает поиграть. Ваши действия?
Ситуация 2. «Магазин игрушек»
Вы гуляете с ребенком по городу и проходите мимо магазина игрушек. Ребенок начинает просить купить ему дорогую игрушку. В ваши планы не входила покупка на такую сумму. Ребенок начинает плакать, требовать. Ваши действия?
Ситуация 3. «Выходной день»
Вы не можете вывести детей на прогулку или сходить в гости из-за низкой температуры. Вы предлагаете им порисовать, почитать книгу, но в ответ получаете отказ. Им хочется побегать, попрыгать и т. п. Через некоторое время слышен детский плач, дети начинают драться, жаловаться друг на друга. Ваши действия?
6. Упражнение «Принятие чувств ребенка».
Самостоятельная работа отцов.
Выдаются бланки с заданием: переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы в психотравмирующей для детей ситуации они были уверены, что их чувства приняты.
7. Модификация упражнения «Марки».
Участникам предлагается закрыть глаза. Психолог касается головы присутствующих и прикрепляет к их волосам маленькие разноцветные заколочки. Затем предлагает открыть глаза и, перемещаясь по залу, молча определиться в группы в соответствии с цветом заколок.
8. Упражнение «Новогодняя открытка».
Участникам образовавшихся групп вместе с детьми предлагается сделать поздравительные новогодние открытки из подручного материала.
9. Обратная связь.
Участникам предлагается заполнить лист «Обратная связь».
Уважаемые папы!
Нам интересно узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Педагогические ситуации
для отцов
Ситуации Неэффективные родительские ответы Варианты эффективных ответов
Дети не подели игрушки, карандаши и т. п. Они дерутся.
Не смей бить его (ее! Это же твой брат (сестра).
Ты можешь злиться на брата (сестру, но бить не нельзя!
Ребенок боится собак. Во время прогулки к вам подбежал пес.
Не бойся. Собака тебя не тронет.
Смотри какой симпатичный пес… Но если ты его боишься, давай перейдем на другую сторону.
У ребенка не получается что-то. Он расстроен.
Улыбнись. Все не так плохо, как тебе это кажется.
Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?
Ребенку надо сделать прививку.
Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…
Да, укол – это больно. Если боишься, можешь взять меня за руку.
Модель взаимодействия ДОУ и родителей
Принципы:
- ориентация всех субъектов образовательного процесса на взаимодействие;
- преемственности;
- природосообразности (учета индивидуальных особенностей ребенка);
- гуманистической направленности;
- культуросообразности.
Цель:
укрепить взаимодействие субъектов воспитания детей в совместной реализации образовательного процесса в ДОУ через нетрадиционные формы работы.
Психологический аспект:
• Учет индивидуальных особенностей ребенка;
• Успешная адаптация к дошкольному учреждению;
• Оптимизация стиля взаимодействия между детьми, педагогами и родителями.
Уровень взаимодействия:
ДЕТСКИЙ САД – РОДИТЕЛЬ
Условия реализации:
1. Наличие системы работы.
2. Компетентность педагогов.
3. Дифференцированный подход.
4. Взаимная активность участников процесса.