наталья борисова
Справка по итогам контроля «Состояние работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
На основании приказа №73 от 02.11.2020г по МБДОУ Детский сад №9 «Чайка» «О проведении тематического контроля в ДОУ с 09.11.2020г. по 13.11.2020г. осуществлялся тематический контроль.
Цель контроля : изучение состояния работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выявление причин и факторов, определяющих качество работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, через внедрение в практику современных технологий обучения и воспитания (метод проектного обучения).
Публикация «Справка по итогам контроля „Состояние работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В процессе тематической проверки использовались такие методы, как:
1. Обследование уровня развития детей
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя. (Просмотр открытых мероприятий).
3. Оценка создания условий в группах, развивающая предметно-пространственная среда.
4. Оценка планирования работы.
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Тематический контроль был проведена в форме посещения и анализа организованной образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группах.
Обследование уровня развития детей показало : знания детей соответствуют возрастным особенностям. Дети знают название города, страны, свой адрес; называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, 4 - 5 улиц, площадей; знают флаг, герб, гимн РФ; герб Октябрьского; называют народные праздники, игрушки, предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками, анализируют поступки.
Оценка профессионального мастерства воспитателя. (Просмотр открытых мероприятий)
Было просмотрено 3 занятия и 2 с/р игры
ООД по познавательному развитию «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша»; Шагиева Э. М.
ООД знакомство с творчеством башкирского народного поэта Мустая Карима Сабирова Р. Х.
ООД по физическому развитию с использованием народных подвижных игр Мингазова З. Я.
сюжетно-ролевая игра «На страже Родины моей» Дробова Н. П.
сюжетно-ролевая игра «Путешествие по нашей стране» Баркалова А. Р.
Анализ мероприятий показал, что воспитатели достаточно хорошо владеют информацией о разнообразии современных форм и методов обучения и воспитания дошкольников нравственно - патриотическим навыкам и активно применяют эти методы в работе с детьми.
В процессе анализа ООД была раскрыта сущность педагогической работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию – это систематическая и целенаправленная деятельность взрослого и воспитанников (при руководящей роли воспитателя, включающая разные методы (словесные, наглядные, практические, игровые) и средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники, направленные на решение поставленных задач.
Проведен Фестиваль «Калейдоскоп проектов» на котором педагоги представили работу по проектной деятельности на тему «Любимый край Башкортостан»
Оценка создания условий в группах, развивающая предметно-пространственная среда.
Во всех возрастных группах педагогами проведена большая работа по нравственно патриотическому воспитанию, собран обширный материал и ведётся работа по направлениям : моя семья, мой детский сад, краеведение, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам башкирской культуры ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, Башкортостана. Представлен разнообразный материал по данному направлению:
В младшей и средней группах в зоне нравственно патриотического воспитания представлены дидактические игры, иллюстрации, тематические папки, наглядный материал отражающий родовые характеристики, профессии, действия людей; подобраны иллюстрации, изображающие семью, членов семьи в отдельности; т/папки о детях – девочки, мальчики, игры детей, иллюстрации с разными эмоциональными состояниями взрослых и детей; художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки. Так же в средней группе представлены: элементы государственной символики – флаг, герб. Элементы муниципальной символики – флаг, герб города.
В старших группах в зонах нравственно патриотического воспитания представлены :
- семейные фотоальбомы, «Генеалогическое дерево»;
- иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Знаменитые земляки», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», подбор стихов о городе, символика города;
- символика края, карта Республики Башкортостан, материал, знакомящий детей со славой и достижениями Республики;
- столица нашей Родины, символика (герб, флаг, гимн);
- иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – башкиры», «ВОВ»;
- художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания и др.);
- великие соотечественники – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Башкортостан; (старшая группа №1)
- художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях.
Оценка календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы
В календарных планах отображается работа по нравственно патриотическому воспитанию : ООД, беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, картин;
Беседы на темы - «Мой любимый д/с», «Зимующие птицы», «Наша забота о старших», «Братья наши меньшие», «Наш город осенью», «Семь Я – это дом мой, и семья», «Защитники порядка», «Моя Родина – Россия», «За что мы любим маму», «Как я помогаю маме?», «Герои и патриоты нашей Родины», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Достопримечательности нашего города» и другие.
Чтение художественной литературы - «Лучше нет родного края» П. Воронько, «Наша Родина» Н. Забила, «Поезжай за моря – океаны» М. Исаковский, Э. Мошковская «Я маму свою обидел», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?», «Просто старушка», «Старый дед и внучка», Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать?» и другие.
Заучивание стихов – Е. Благининой «Мама спит она устала», заучивание пословиц, поговорок о маме, о Родине, о воинах.
Продуктивная деятельность на темы: «Детский сад», «Моя семья», «Мой любимый город», «Москва – столица нашей родины», «Как мы отмечаем праздники», «Портрет мамы», «Девочка в русском сарафане», «Коврик с узором дымковских мастеров», «Городецкий узор», «Хоровод дружбы». Изготовление подарков на праздники.
Слушание песен – «Широка страна моя родная», «Гимн», песни военных лет и другие.
Участие в конкурсах и акциях.
Игровая деятельность – «Детский сад», «Семья», «Путешествие по городу», «Мы – моряки», «Путешествие по стране», «Моя семья», «Папа, мама, я», «Собери всю семью», «Профессии», «Собери правильно» и другие.
Оценка форм взаимодействия с родителями
Анализ контрольной деятельности по работе с родителями показал, что педагоги активно используют разнообразные формы взаимодействия. В группах накоплен богатый материал для проведения индивидуальных бесед, консультаций, папки-передвижки, рекомендации для родителей по направлению нравственно-патриотического воспитания. Родители привлекаются к изготовлению тематических папок, альбомов, рисунков, созданию фоторепортажей о семейных походах к достопримечательностям города, принимают участие в составлении семейных альбомов и шежере, оказывают посильную помощь в изготовлении макетов для предстоящего конкурса.
В настоящее время в связи с пандемией и режимом ограничения допуска родителей в ДОУ работа в данном направлении ведется через групповые сайты, сайт ДОУ и мессенджеры.
Выводы:
В результате проведённого контроля было установлено, что во всех возрастных группах педагоги организуют нравственно-патриотическую деятельность детей в соответствии с Основной образовательной программой ДОУ, работа ведется планомерно и систематически.
В группах созданы оптимальные условия, отмечается разнообразие игр, пособий. Интерес педагогов к заявленной теме подтверждается результатами опроса педагогов, и анализом средовых условий групп. Работа находится на этапе активного развития. Следует продолжить поиск адекватного содержания и технологий, отказаться от привычных форм, развивать изучение механизма и этапов формирования такого сложного социального чувства, как любовь к Отечеству.
Педагоги грамотно и целесообразно используют инновационные технологии.
Знания детей соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям.
На основе выше изложенного можно предложить: работу педагогов во всех группах по данной теме считать удовлетворительной.
Рекомендации.
1. Продолжать создавать условия по воспитанию у детей нравственных норм, правил поведения, этики.
Срок исполнения: постоянно, ответственные: воспитатели
2. Продолжать работу над самообразованием по темам нравственно - патриотического воспитания, изучать современные технологии и применять их в работе с детьми.
Срок исполнения: постоянно, ответственные: воспитатели
3. Использовать разнообразные формы работы с родителями в онлайн формате по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Срок исполнения: постоянно, ответственные: воспитатели
4. Воспитателям младшей и средней групп пополнить патриотические зоны предметами башкирской народной культуры, народно-прикладного искусства, куклами в национальных костюмах. Срок исполнения: май 2021г., ответственные: воспитатели
5. Воспитателям средней, старших и подготовительной к школе групп пополнить патриотические зоны материалами для ознакомления с защитниками Отечества. Срок исполнения: май 2021г., ответственные: воспитатели
6. Разработать план мероприятий с детьми к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Срок исполнения: апрель, ответственные: воспитатели