Вавилова Анастасия
Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад комбинированного вида № 4 пгт. Вахруши
Слободского района Кировской области
Методическая разработка по развитию речи дошкольников
на тему:
«Составление и отгадывание загадок одна из форм словарной работы в
детском саду»
Выполнила:
Вавилова Анастасия Сергеевна,
воспитатель МКДОУ детский сад
Публикация «Составление и отгадывание загадок — одна из форм словарной работы в детском саду» размещена в разделах
комбинированного вида № 4 пгт. Вахруши
2022 г.
1. Использование мнемотаблиц для отгадывания загадок детьми старшего
дошкольного возраста.
Цель: повысить интерес к содержанию загадок, посредством наглядного представления упростить процесс разгадывания загадок, формирование связной речи детей посредством использования приёмов мнемотехники.
Методика работы
Данная методика основана на использовании мнемотаблиц - это схема, в которую заложена определённая информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст загадки зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, или опорную картинку, воспроизводит текст целиком.
Воспитатель раздаёт детям карточки с мнемотаблицами, на которых зашифрованы загадки, а карточки с самими загадками и ответами на них остаются у него. Если дети правильно расшифровали мнемотаблицу и отгадали загадку, воспитатель показывает им карточку с правильным ответом. Например:
1. Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Кто это? (Лук)
2. Сидит девица в темнице,
А коса – на улице.
Кто это? (Морковь)
3. Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
Что это? (Огурец)
4. Круглая, а не мяч
Жёлтая, а не солнце,
С хвостиком, а не мышь.
Кто это? (Репа)
2. Отгадывание загадок, объединённых одним
общим признаком детьми старшего дошкольного возраста
Цель: учить детей отгадывать загадки по описанию, а также объединять полученные отгадки по одному общему признаку, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание. Например: дикие животные, домашние птицы, фрукты, овощи, одежда, мебель и т. д.
Методика работы
Воспитатель раздаёт детям карточки, в центре которых может быть изображён лес, сад, огород, поле, птичий двор, человек, комната и т. д., а вокруг картинки пустые квадратики. Затем педагог загадывает детям загадки, относящиеся к данной картинке, например, про диких животных, живущих в лесу, если дети отгадывают загадку, то воспитатель даёт им карточку с изображением правильного ответа и она кладётся в пустой квадратик, так до тех пор пока все квадратики не будут заполнены. В конце игры воспитатель задаёт детям вопрос «Чем объединены между собой данные вами отгадки?» Дети должны ответить, что всё это, например, дикие или домашние животные, предметы мебели, одежда и т. д.
Загадки «Лесные животные»
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт
(Белка)
Хвостик крючком,
Щетина торчком,
По лесу рыщет,
Жёлуди ищет. (Кабан)
Норы под водою роет,
Ветки ест, плотины строит.
(Бобёр)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток не одной. (Ёжик)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (Лиса).
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается ото сна. (Медведь).
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Зайчик).
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Маска на мордочке,
Колечки на хвостике,
Возле влажных мест живёт,
А зовут его (Енот).
Полосатая спина,
Длинный хвост есть у меня,
Суслик и сурок родня,
Как зовут меня друзья?
(Бурундук).
Огромная кошка мелькнёт за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная. (Рысь)
Загадки «Фрукты»
Было зелёное платье атласное,
Нет, не понравилось,
выбрала красное,
Но надоело также и это –
Платье надела синего цвета. (Слива).
Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко).
В золотой он кожуре,
Зреет, созревает,
Словно Солнышко на ветке,
Радость навевает! (Апельсин).
Желтобрюхий, ароматный,
Кислый он не вероятно,
В чай для вкуса добавляют,
Подскажи, как называют?
(Лимон).
С виду он с картошкой схож,
Волосками весь оброс,
Мякоть сочная внутри,
Цвет зелёный изнутри! (Киви)
Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож.
(Банан).
Оранжевый «мячик»,
На ёлке висит,
Своим ароматом,
Вкус сладкий сулит! (Мандарин).
Словно лампочки на ветках,
В ряд на дереве висят,
Жёлтым, красным своим светом,
Наш притягивают взгляд!
(Груша).
Смотришь на него один,
А почистишь, удивишься,
Красных ягод много в нём,
Ими можно насладиться!
(Гранат).
Из него изюм готовят,
Выжимают сладкий сок,
Гроздья спелые на Солнце,
Жемчугом горят его! (Виноград).
На ветке близняшки,
В красных рубашках,
За ручки взялись,
На ветке остались! (Вишня)
Жёлто-розовый бочок
А размером с кулачок
Он на веточке сидел
И под солнцем южным зрел
(Абрикос)
3. Использование ребусов для отгадывания загадок детьми
старшего дошкольного возраста
Цель: учить детей отгадывать загадки посредством ребусов.
Методика работы
Ребус - это вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков с буквами или цифрами. В отличие от простой загадки, где даётся словесное описание, ребус развивает ещё и логическое образное мышление, учит детей нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.
Правила разгадывания: запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».
Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачёркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачёркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства
Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость» :
4. Использование технологии ТРИЗ для загадывания загадок детьми
старшего дошкольного возраста
(модели составления загадок А. А. Нестеренко).
Цель: научить ребёнка составлять собственные загадки для развития его умственных способностей, а также речевого творчества.
Немаловажным значением в методике обучении отгадыванию зага-док является обучение детей составлению загадок. Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку, к активному (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребёнок может пользоваться смешенной моделью.
Существует определённый алгоритм мыслительных действий при составлении загадок :
1. Выбор объекта на картине.
2. Выбор модели загадки.
3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
4. Выбор наиболее удачных сравнений.
5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
6. Выразительное рассказывание загадки
Методика работы
В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект. Например, про дождик.
Модель № 1 «Действие предмета»
1. Составление опорной таблицы вида:
ДОЖДИК
«Что делает?» «Кто (что) делает так же?»
2. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
ДОЖДИК
«Что делает?» «Кто (что) делает так же?»
Идёт
Стучит
Поливает
3. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает так же?»
ДОЖДИК
«Что делает?» «Кто (что) делает так же?»
Идёт Человек
Стучит Молоток
Поливает Лейка
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «КАК» или «НО НЕ». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребёнком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про дождик :
Идёт, как (но не) человек
Стучит, как (но не)молоток
Поливает, как (но не) лейка.
Рекомендации: целесообразно действие в левой части таблицы обозначать словом с чётко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память : ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Модель № 2 «Сходства и различия»
Методика работы с моделью № 2 аналогична работе с первой моделью. Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Например, составление загадки про расчёску.
1. Составление опорной таблицы вида:
РАСЧЁСКА
«На что похожа?» «Чем отличается?»
2. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?»
РАСЧЁСКА
«На что похожа?» «Чем отличается?»
Грабли
Пила
Трава
3. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»
РАСЧЁСКА
«На что похожа?» «Чем отличается?»
Грабли Не рыхлит
Пила Не пилит
Трава Не растёт
4. Вставка «слов – связки» - ПОХОЖА (КАК, НО.
5. Итоговая загадка :
Похожа на грабли, но не рыхлит
Как пила, но не пилит.
Похожа на траву, но не растёт.
Модель № 3 «Признак предмета»
Особенностью освоения этой модели является то, что ребёнок, подбирает прилагательные к выбранному объекту, а затем находит объекты с таким же признаком. Например, загадка про репу.
1. Составление опорной таблицы вида:
РЕПА
«Какая?» «Что такое же?»
2. Заполнение левой части таблицы: «Какая?»
РЕПА
«Какая?» «Что такое же?»
Жёлтая
С хвостиком
Круглая
3. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?»
РЕПА
«Какая?» «Что такое же?»
Жёлтая Солнце
С хвостиком Мышь
Круглая Колобок
4. Вставка «слов – связки» - КАК, А НЕ.
5. Итоговая загадка :
Жёлтая, как (а не) солнце
С хвостиком, как (а не) мышка
Круглая, как (а не) колобок.