Галина Завалишина
Сохранение и укрепление здоровья детей и воспитание привычки к ЗОЖ и основам безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«СОХРАНЕНИЕ УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
И ВОСПИТАНИЕ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ
ЖИЗНИ И ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.»
Подготовила воспитатель МК ДОУ №16 г. Ефремов Завалишина Г. М.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья детей и воспитание привычки к ЗОЖ и основам безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
«Береги здоровье смолоду!»- эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. Ведь именно до семи лет идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни и здорового образа жизни. И мы : педагоги,должны привить ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома, поэтому необходимо развить у детей самостоятельность и ответственность. Всё, чему мы детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
*занятия физкультурой, прогулки;
*рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены : закаливание,создание условий для полноценного сна ;
*дружелюбное отношение друг к другу,развитие умения слушать и говорить,умения отличать ложь от правды ;
*бережное отношение к окружающей среде, к природе ;
*медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций ;
*формирование понятий «не навреди себе сам»
В нашей группе созданы благоприятные условия для эмоционально-комфортного пребывания детей,воспитания у них привычки к здоровому образу жизни.
Ежедневно мы проводим утреннюю гимнастику, которая вызывает у детей положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, воспитывает внимание, целеустремлённость, даёт высокий оздоровительный эффект. На занятиях, требующих от детей умственной напряжённости, проводим физкультминутки, целью которых является переутомление детей, восстановления умственной работоспособности, активизация мышления, создания положительных эмоций и повышения интереса к занятиям.
Занятия по физической культуре и плаванию, проводимые специалистом, способствуют общему оздоровлению детей, развитию у них выносливости,физических качеств, двигательных и плавательных умений, основных видов движений ; воспитывают у детей такие нравственно-волевые качества,как выдержка, целеустремлённость, взаимопомощь,самоконтроль,инициативность,самостоятельность,произвольное поведение.
Ежедневно, по мере пробуждения детей,мы проводим гимнастику пробуждения в сочетании с контрастными воздушными ваннами. Она помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки стопы. Развитию физических качеств и двигательных умений воспитанников способствуют физические досуги, различные эстафеты.
Особое внимание мы стараемся уделять организации самостоятельной двигательной активности детей, так как это способствует укреплению здоровья детей, улучшению их физического развития. В нашем физкультурном центре имеется разнообразное физкультурное оборудование для развития ОВД (ленточки, мячи,кольца,флажки) Большой интерес у воспитанников вызывают игры с нестандартным физкультурным оборудованием: «Поймай комарика», «Набрось кольцо», «Допрыгни до флажка».
Организуя самостоятельную двигательную деятельность детей,мы в первую очередь,обеспечиваем им достаточное место для движений, необходимое количество пособий,а для поддержания интереса – их сменяемость.
Для того,чтобы дети были активны мы изучаем круг интересов детей, оказываем помощь : подсказываем, советуем,подбадриваем, вселяем уверенность. Мы,воспитатели, создаём доброжелательную атмосферу в группе, участвуем в играх, упражнениях вместе с детьми. С этой целью насыщаем жизнь наших воспитанников проблемными ситуациями, в которых необходимо самостоятельно применить основные движения,решать с помощью движений различные задачи, тем самым побуждаем ребёнка встать в позицию субъекта познания. Проблемную ситуацию конструируем таким образом, чтобы ребёнок сам поставил цель деятельности, выбрал нужные предметы,самостоятельно получил нужный результат. Например: «Как можно бегать,не сбивая предметы?», «Как по разному пройти по дорожке? (на носках, боком, прямо)».
Особое внимание мы уделяем интеграции оздоровительной деятельности в образовательной. На познавательных занятиях продолжаем знакомить детей с понятием «витамины». Даём детям в руки натуральные овощи, фрукты, для сенсорного исследования (нюх, форму, вкус). А так же проводим игры : «Узнай по описанию», «Узнай по вкусу» и другие.
В процессе работы по формированию у детей зож,особое внимание уделяем валеологическому просвещению дошкольников. С этой целью проводим познавательные беседы на темы : «Откуда берутся болезни?»
«Один дома», «Когда тебе грозит опасность?», «Как нам помогают глаза?»,
«Кожа-главная одежда человека», «Где живут витамины?», «Правила поведения и общения».
На занятиях ОБЖ,продолжаем знакомить детей с понятием «Улица», «Дорога».Проводим поэтому поводу беседы, рассматриваем иллюстрации.
Организация питания требует от нас выбора эффективных приёмов работы с детьми, учитываем индивидуальные особенности воспитанников. Изучая методическое пособие «Ребёнок за столом» ,автор В. Г. Алямовская,помогла нам в работе по формированию у детей культурно-гигиенических навыков,элементарных знаний гостевого этикета, а так же в педагогическом просвещении родителей. С целью уточнения и расширения знаний детей об овощах, фруктах, их характерном виде, цвете,условиях произрастания, способах заготовки, степени полезности для организма организуем с детьми дидактические игры и упражнения: «Вершки-корешки», «Осенняя ярмарка», «Что растёт в саду, огороде?», «Найди по описанию», «Кто больше назовёт блюд?», «Назови цвет фрукта». Данные игры способствуют развитию у детей познавательного интереса, речь,умение классифицировать,сравнивать,группировать и обобщать, формирует представление о полезности овощей, фруктов, ягод для человека.
Чтобы детям было психологически комфортно в группе мы внимательно относимся к детским вопросам и проблемам, обсуждаем их с детьми «на равных» - это укрепляет доверие к взрослым. Мы способствуем формированию у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Учим понимать, сопереживать друг другу,разрешать конфликтные ситуации. Мы стараемся сделать в детском саду жизнь детей яркой и содержательной. С этой целью используем широкие возможности игровой деятельности.
Таким образом,проводимая с детьми работа по формированию ЗОЖ, дала следующие положительные результаты :
*дети умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений ;
*уменьшилось число малоподвижных детей ;
*возросла самостоятельность в двигательной деятельности;
*самостоятельны в самообслуживании;
*владеют культурно-гигиеническими навыками ;
*в играх активны ;
*интересуются своей внешностью;
*общительны,с желанием идут в детский сад.
Организуя работу с родителями,мы содействуем формированию потребности семьи в здоровом образе жизни. С этой целью проводим групповые и индивидуальные консультации о значении соблюдения режима дня и необходимости подвижного образа жизни, особенностях рационального питания,формирования культурно-гигиенических навыков, правилах этикета, закаливания. Ежедневно рассказываем вечером о том, как прошёл день в детском саду, что нового и полезного узнали дети.
В дальнейшем, работа по формированию здорового образа жизни нами будет продолжена.
Список используемой литературы:
1. Т. Л. Богина «Охрана здоровья детей в ДОУ».М. : «Мозаика-синтез»,2006г.
2. М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим». Москва ТЦ Сфера,2004г.
3. М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Санкт-Петербург,2010г.
4. Л. Ф. Тихомирова «Уроки здоровья». Ярославль. Академия развития,2003г.
5. Т. А. Шорыгина «Беседа о здоровье». Творческий центр. Москва, 2008г.