Эльвира Константинова
Содержание деятельности ПМП консилиумов в ДОО
ММО учителей-логопедов г. о. Химки
Компьютерная презентация на тему:
«Содержание деятельности
ПМП консилиума в ДОО»
Из опыта работы учителя-логопеда
I квалификационной категории
Константиновой Эльвиры Николаевны
06 декабря 2017г.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Публикация «Содержание деятельности ПМП консилиумов в ДОО» размещена в разделах
/ФЗ № 273. ст. 2. П. 16/
Проблемы развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями
• Дети с дефектами речи — это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении.
• Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи являются ограниченность мышления, отклонения в эмоционально-волевой сфере, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность, неустойчивое психическое состояние.
• Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.
Сопровождение - «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». /В словаре русского языка С. И. Ожегова. /
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО консилиума ДОО
В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.
1. Предварительный этап сопровождения ребенка.
Описание проблем или жалоб, которое происходит при записи ребенка на консультацию с целью диагностики и обследования ребенка, если поступил запрос от родителей (лиц, их замещающих, либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано.
2. Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.
Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.
3. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.
При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.
Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает председатель ПМПк. В то же время следует помнить, что каждый специалист может проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.
Направление ребенка на районную ПМПК получают дети, нуждающиеся в специальной логопедической коррекции в условиях группы компенсирующей направленности, при условии наличия свободных мест в группе.
Направление ребё нка на городскую ПМПК: ребенок направляется на комиссию более высокого уровня по рекомендации районной ПМПК.
Общее заключение ПМПк ДОУ передается в районную ПМПК или городскую ПМПК. После дополнительного обследования ребенка оно возвращается в образовательное учреждение с заключением и рекомендациями специалистов.
4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.
Функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на учителя-логопеда (в случае комплектования логопедических групп) или на старшего воспитателя (в случае внеплановых заседаний).
5. Реализация рекомендаций консилиума.
Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как вне занятий, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В завершение этого этапа работы проводится:
6. Динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.
По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк проводится только в следующих случаях, если:
• отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;
• были получены значительные изменения состояния ребенка;
• произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.
7. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.
На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме:
обсуждение особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;
обсуждение сложившейся ситуации;
разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении в данное образовательное учреждение.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
I- ЭТАП
Первичное обследование основными специалистами ДОУ;
Составление развернутого заключения, с уточнением и конкретизацией рекомендаций ПМПК по индивидуализации образовательной программы группы, реализующей инклюзивную практику.
I- ЭТАП
Первичное обследование основными специалистами ДОУ;
Составление развернутого заключения, с уточнением и конкретизацией рекомендаций ПМПК по индивидуализации образовательной программы группы, реализующей инклюзивную практику.
II -ЭТАП
После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов;
Определение вероятного прогноза его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных и абиталиционных мероприятий;
Определение специальных коррекционных и развивающих программ, форму работы (индивидуальная, групповая) и частоту их проведения;
Выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного плана.
Консультации специалистов, координация и согласованность взаимодействия специалистов.
III -ЭТАП
Организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния ребенка с ОВЗ;
Обсуждение особенностей и формулирование основных положений сопровождения остальных детей группы в связи с включением в нее ребенка с ОВЗ.
Итоговый
- Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающей и коррекционной работы или итоговое обследование.
- Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ:
Врач
1. Дает заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для посещения занятий.
Медицинские противопоказания:
-Декомпенсированный гипертензионно-гидроцефальный синдром.
-Эписиндром (с ремиссией менее года).
-Соматическая патология в стадии декомпенсации.
-Острые инфекционные заболевания.
2. Назначает дополнительные консультации узких специалистов, при необходимости создания для ребенка особых условий проведения занятий.
Психолог
- Проводит диагностику актуального уровня развития психики ребенка.
- Определяет наиболее приемлемую форму занятий с каждым ребенком
(индивидуальную, групповую, сочетание индивидуальной и групповой форм).
- Дает рекомендации воспитателю по содержанию занятий.
Логопед, олигофренопедагог
- Проводит диагностику уровня актуального развития коммуникативных и речевых навыков.
- Дает рекомендации специалистам по речевому сопровождению занятий, структуре ведущей деятельности ребенка.
- Сопровождает занятия детей с целью построения их взаимодействия с взрослым (при необходимости)
Воспитатель, кинезотерпаевт
-Проводит занятия с ребенком на основе рекомендаций специалистов (медика, психолога, дефектолога)
- Фиксирует результат занятий и свои наблюдения над поведением ребенка в различных ситуациях.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, театральной, креативной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога - психолога, врача (в том числе детского психиатра) и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала;
Инструктор по физической культуре: реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро – и микропространстве. Подбор индивидуальных упражнений для занятий с детьми, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитие двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений с учётом рекомендаций учи-теля-логопеда, педагога - психолога, врача – детского психиатра.
Медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно - гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито - и физиотерапевтических процедур, индивидуальных рекомендаций врачей. Составление меню с учётом рекомендаций врачей, контроль и анализ выполнения натуральных норм продуктов. Контроль над качеством поступающих продуктов.
Старший воспитатель: перспективное планирование деятельности сопровождения, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль над организацией работы специалистов в коррекционных логопедических группах, анализ эффективности деятельности специалистов, организация медико - психолого-педагогического консилиума.
Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.
Основные области деятельности специалистов ПМПк-сопровождения
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
Использование в коррекционной работе различных видов продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Вывод: Организация коррекционной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ с нарушениями речи будет эффективна при использовании междисциплинарного системного подхода в реализации коррекционно-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, реализующей адаптированную образовательную программу с общим недоразвитием речи и общей программой детского сада «От рождения до школы», в тесном взаимодействии всех участников, реализующих инклюзивную практику.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Речевая характеристика ребенка
Ф. И. ребенка, дата рождения: …. Серафим, 18.03.11 г. р.
Поступил в МБОУ СОШ №30 ДО «Бибигон» - 01.08.2016г. старшая группа
Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). (Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом).
Контакт: Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.
Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.
Понимание обращенной речи: Понимает с разъяснениями.
Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.
Темп и внятность речи: Речь невнятная. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.
Звукопроизношение. В речи искажения, пропуски, замены, свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Грамматический строй речи. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов).
Словарный запас: Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью взрослого называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над ативным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.
Слоговая структура слова. Нарушена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов.
Связная речь. Простая фраза и односложные ответы.
Испытывает затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.
При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение).
Фонематическое развитие:
Восприятие: Не дифференцируют фонемы, слоги, слова со сходными по звучанию фонемами;
Анализ и синтез: Фонематическое восприятие недостаточно сформировано. Ребенок не определяет количество и последовательность звуков в слове, его место в слове, не составляет слова из отдельных звуков.
Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук;
ведущая правая рука; при выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т. д.) также наблюдаются неточности.
Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен. Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.
Логопедическое заключение: ОНР III уровня у ребенка с дизартрией
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА РЕБЕНКА С ОВЗ
Организация индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на ребенка с ОВЗ составлена с учетом целей и задач примерной основной образовательной Программы дошкольного образования (от 20.05.2015г, потребностей и возможностей воспитанников МБОУ СОШ №30 ДО «Бибигон» и «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:
I Смысловая сторона речи
Развитие словаря
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
Развитие связной речи и речевого общения
II Звуковая сторона речи:
Развитие просодической стороны речи
Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.
III Обучение элементам грамоты
IV Развитие высших психических функций.
V Развитие общей и мелкой моторики.
Форма организации занятий – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ, ПОДГРУППОВАЯ (по 5-6 детей)
При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
Продолжительность подгрупповых занятий:
в старшей группе составляет не более 25 минут,
в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.
Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10-15 минут, восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.
Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю во вторую половину дня.
Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.
Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный, исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.
Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.