Лучший педагог года

Содержание деятельности ПМП консилиумов в ДОО

Эльвира Константинова
Содержание деятельности ПМП консилиумов в ДОО

ММО учителей-логопедов г. о. Химки

Компьютерная презентация на тему:

«Содержание деятельности

ПМП консилиума в ДОО»

Из опыта работы учителя-логопеда

I квалификационной категории

Константиновой Эльвиры Николаевны

06 декабря 2017г.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Публикация «Содержание деятельности ПМП консилиумов в ДОО» размещена в разделах

/ФЗ № 273. ст. 2. П. 16/

Проблемы развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями

• Дети с дефектами речи — это дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и ограниченные в речевом общении.

• Вторичными дефектами у детей с нарушениями речи являются ограниченность мышления, отклонения в эмоционально-волевой сфере, неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, низкая умственная работоспособность, неустойчивое психическое состояние.

• Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении.

Сопровождение - «следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь». /В словаре русского языка С. И. Ожегова. /

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО консилиума ДОО

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

1. Предварительный этап сопровождения ребенка.

Описание проблем или жалоб, которое происходит при записи ребенка на консультацию с целью диагностики и обследования ребенка, если поступил запрос от родителей (лиц, их замещающих, либо с запроса воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано.

2. Индивидуальное обследование ребенка специалистами комиссии.

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

3. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его развития, определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

Родителям сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает председатель ПМПк. В то же время следует помнить, что каждый специалист может проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. В отдельных (наиболее сложных) случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

Направление ребенка на районную ПМПК получают дети, нуждающиеся в специальной логопедической коррекции в условиях группы компенсирующей направленности, при условии наличия свободных мест в группе.

Направление ребё нка на городскую ПМПК: ребенок направляется на комиссию более высокого уровня по рекомендации районной ПМПК.

Общее заключение ПМПк ДОУ передается в районную ПМПК или городскую ПМПК. После дополнительного обследования ребенка оно возвращается в образовательное учреждение с заключением и рекомендациями специалистов.

4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.

Функция распределения и согласования воздействий специалистов на ребенка должна быть возложена на учителя-логопеда (в случае комплектования логопедических групп) или на старшего воспитателя (в случае внеплановых заседаний).

5. Реализация рекомендаций консилиума.

Составляется план коррекционных мероприятий. Они могут быть как вне занятий, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В завершение этого этапа работы проводится:

6. Динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.

По результатам промежуточного обследования заседание ПМПк проводится только в следующих случаях, если:

• отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;

• были получены значительные изменения состояния ребенка;

• произошли какие-то незапланированные события. В этом случае заседание комиссии будет внеплановым.

7. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы.

На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним. Если работа продолжается, то она проходит по этой же схеме:

обсуждение особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;

обсуждение сложившейся ситуации;

разработка и реализация общей стратегии заданной ПМПК и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении в данное образовательное учреждение.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

I- ЭТАП

Первичное обследование основными специалистами ДОУ;

Составление развернутого заключения, с уточнением и конкретизацией рекомендаций ПМПК по индивидуализации образовательной программы группы, реализующей инклюзивную практику.

I- ЭТАП

Первичное обследование основными специалистами ДОУ;

Составление развернутого заключения, с уточнением и конкретизацией рекомендаций ПМПК по индивидуализации образовательной программы группы, реализующей инклюзивную практику.

II -ЭТАП

После обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов;

Определение вероятного прогноза его дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных и абиталиционных мероприятий;

Определение специальных коррекционных и развивающих программ, форму работы (индивидуальная, групповая) и частоту их проведения;

Выработка решения по направлениям индивидуальной образовательной программы и составление индивидуального образовательного плана.

Консультации специалистов, координация и согласованность взаимодействия специалистов.

III -ЭТАП

Организация динамического сопровождения и проведение диагностических срезов состояния ребенка с ОВЗ;

Обсуждение особенностей и формулирование основных положений сопровождения остальных детей группы в связи с включением в нее ребенка с ОВЗ.

Итоговый

- Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающей и коррекционной работы или итоговое обследование.

- Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ:

Врач

1. Дает заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для посещения занятий.

Медицинские противопоказания:

-Декомпенсированный гипертензионно-гидроцефальный синдром.

-Эписиндром (с ремиссией менее года).

-Соматическая патология в стадии декомпенсации.

-Острые инфекционные заболевания.

2. Назначает дополнительные консультации узких специалистов, при необходимости создания для ребенка особых условий проведения занятий.

Психолог

- Проводит диагностику актуального уровня развития психики ребенка.

- Определяет наиболее приемлемую форму занятий с каждым ребенком

(индивидуальную, групповую, сочетание индивидуальной и групповой форм).

- Дает рекомендации воспитателю по содержанию занятий.

Логопед, олигофренопедагог

- Проводит диагностику уровня актуального развития коммуникативных и речевых навыков.

- Дает рекомендации специалистам по речевому сопровождению занятий, структуре ведущей деятельности ребенка.

- Сопровождает занятия детей с целью построения их взаимодействия с взрослым (при необходимости)

Воспитатель, кинезотерпаевт

-Проводит занятия с ребенком на основе рекомендаций специалистов (медика, психолога, дефектолога)

- Фиксирует результат занятий и свои наблюдения над поведением ребенка в различных ситуациях.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, театральной, креативной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога - психолога, врача (в том числе детского психиатра) и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала;

Инструктор по физической культуре: реализация используемых программ с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в макро – и микропространстве. Подбор индивидуальных упражнений для занятий с детьми, имеющими соматическую слабость, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитие двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений с учётом рекомендаций учи-теля-логопеда, педагога - психолога, врача – детского психиатра.

Медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно - гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито - и физиотерапевтических процедур, индивидуальных рекомендаций врачей. Составление меню с учётом рекомендаций врачей, контроль и анализ выполнения натуральных норм продуктов. Контроль над качеством поступающих продуктов.

Старший воспитатель: перспективное планирование деятельности сопровождения, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль над организацией работы специалистов в коррекционных логопедических группах, анализ эффективности деятельности специалистов, организация медико - психолого-педагогического консилиума.

Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эффективности.

Основные области деятельности специалистов ПМПк-сопровождения

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.

Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.

Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

Использование в коррекционной работе различных видов продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.

Вывод: Организация коррекционной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ с нарушениями речи будет эффективна при использовании междисциплинарного системного подхода в реализации коррекционно-образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, реализующей адаптированную образовательную программу с общим недоразвитием речи и общей программой детского сада «От рождения до школы», в тесном взаимодействии всех участников, реализующих инклюзивную практику.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Речевая характеристика ребенка

Ф. И. ребенка, дата рождения: …. Серафим, 18.03.11 г. р.

Поступил в МБОУ СОШ №30 ДО «Бибигон» - 01.08.2016г. старшая группа

Речевая среда. Двуязычие, имеется нарушение речи у близкого родственника (брата). (Нет контроля за процессом воспитания со стороны родителей. Родители не консультируются с педагогическим составом).

Контакт: Ребенок не принимает активного участия в организационной деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит). Ситуация успеха вызывает у ребенка положительные эмоции. Реакция на одобрение и замечания адекватная.

Взаимоотношения со взрослыми сдержанные, но неустойчивые. Ребенок отзывчив на просьбу взрослого, помогает воспитателю. В контакт со сверстниками вступает сложно. Предпочитает спокойные игры.

Понимание обращенной речи: Понимает с разъяснениями.

Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может удерживать положение органов артикуляции.

Темп и внятность речи: Речь невнятная. Высказывания интонационно маловыразительны. Голос слабо-модулированный, тихий.

Звукопроизношение. В речи искажения, пропуски, замены, свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Грамматический строй речи. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (например, «бананый – банановы», «стекловый – стеклянный»); в согласовании прилагательного и существительного (например, «у мальчика синий флаг, а у девочки красивый кукла»); в согласовании существительных с числительными 1,2,5 (например, 5 вишнев, 5 деревов).

Словарный запас: Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляются в приближенном значении (например, «кружка – чашка»). Ребенок знает такие обобщенные понятия как «овощи», «фрукты», «игрушки», «посуда», «мебель», «животные». С помощью взрослого называет времена года, порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над ативным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных, наречий. В речи мало сложных предлогов.

Слоговая структура слова. Нарушена слоговая структура слова. Отмечаются пропуски слогов.

Связная речь. Простая фраза и односложные ответы.

Испытывает затрудняется при составлении рассказа по серии сюжетных картинок – меняет последовательность событий.

При пересказе текста упускает главные события, вследствие чего теряется смыл текста. Пересказ осуществляет с помощью взрослого (наводящие вопросы, повторное чтение).

Фонематическое развитие:

Восприятие: Не дифференцируют фонемы, слоги, слова со сходными по звучанию фонемами;

Анализ и синтез: Фонематическое восприятие недостаточно сформировано. Ребенок не определяет количество и последовательность звуков в слове, его место в слове, не составляет слова из отдельных звуков.

Состояние ручной моторики. Недостаточно развита мелкая моторика рук;

ведущая правая рука; при выполнении упражнений на динамическую организацию движений («Колечки», «Звенья» и т. д.) также наблюдаются неточности.

Общая моторика. Отмечается задержанная переключаемость движений, медлителен. Ребенок знает сведения о себе, понимает родственные связи. Навыки пространственной ориентировки сформированы неполно, слабо ориентируется в основных понятиях времени. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно.

Логопедическое заключение: ОНР III уровня у ребенка с дизартрией

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА РЕБЕНКА С ОВЗ

Организация индивидуального коррекционно-образовательного маршрута на ребенка с ОВЗ составлена с учетом целей и задач примерной основной образовательной Программы дошкольного образования (от 20.05.2015г, потребностей и возможностей воспитанников МБОУ СОШ №30 ДО «Бибигон» и «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.

Отражая специфику работы в логопедической группе и учитывая основную ее направленность, задачи речевого развития включены во все разделы.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ осуществляется по следующим направлениям:

I Смысловая сторона речи

Развитие словаря

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Развитие связной речи и речевого общения

II Звуковая сторона речи:

Развитие просодической стороны речи

Коррекция произносительной стороны речи

Работа над слоговой структурой слова

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза.

III Обучение элементам грамоты

IV Развитие высших психических функций.

V Развитие общей и мелкой моторики.

Форма организации занятий – ИНДИВИДУАЛЬНАЯ, ФРОНТАЛЬНАЯ, ПОДГРУППОВАЯ (по 5-6 детей)

При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

Продолжительность подгрупповых занятий:

в старшей группе составляет не более 25 минут,

в подготовительной группе — не более 30 минут, перерыв между занятиями — 10 минут.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 минут.

Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки, время, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие (10-15 минут, восполняется более ранним выходом детей (на 10-15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится.

Занятия с детьми проводятся в дневное время и один раз в неделю во вторую половину дня.

Программа предусматривает вечерние консультации родителей один раз в неделю.

Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач и регламентируются согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.

При планировании занятий учитель-логопед и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный, исходя из речевых возможностей детей. В рамках изучения каждой темы учитель-логопед и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, развитию связного высказывания.

Обязательным требованием к организации обучения является создание условий для практического применения формируемых знаний.

Публикации по теме:

Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи, организация и содержание исследования коммуникативной деятельности у детей со стёртой дизартрией Цель, задачи исследования.

Консультация для педагогов ДОО «Преодоление трудностей коммуникативного поведения у детей с ОВЗ в условиях ДОО» Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в бедности контактов со сверстниками.

Модель деятельности ДОО по выявлению одаренных детей МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Деятельность ДОО по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум основным.

Содержание деятельности логопедического сопровождения учащихся в условиях реализации ФГОС ОВЗ Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной и письменной.

Содержание деятельности педагога детского сада по выявлению потребностей, интересов и способностей детей Содержание деятельности педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС до Ирина Бабичева Содержание деятельности.

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Сообщение воспитателя Куяновой М. В. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Слайд 2.

Содержание уголков экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте Задачи: • развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ,.

Тематическое развлечение в ДОО по экологии в ДОО «Путешествие Маши и Даши» Тематическое развлечение, по экологии «Путешествие Маши и Даши» Действ. лица: Матушка Марья Дарья Баба Яга Кикимора Чтец Звучит русская.

Выступление на педсовете «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Выступление на педсовете на тему: «Организация и содержание деятельности в уголке природы» Организация и содержание деятельности в уголке.

Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО Задачи и содержание работы по развитию диалогической речи в ДОО. Задачи обучения диалогической речи определяются программой дошкольного.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Содержание деятельности ПМП консилиумов в ДОО
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 16:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД