Людмила Шулигина
«Социальное развитие ребенка и его педагогическая оценка»
▼ Скачать + Заказать документы
В программе «Детство» социальное развитие ребенка представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчеркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей.
Опыт многолетний работы по программе «Детство» убеждает: социальное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. в включения во все моменты образовательного процесса. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.
Публикация «„Социальное развитие ребенка и его педагогическая оценка“» размещена в разделах
Образовательное пространство, обозначенное в программе «Детство», включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социального и эмоционального развития дошкольника, но все их объединяет представление о человеке как о главной ценности культуры.
Основные ориентиры в содержании социального развития определяет раздел программы «Детство», названный «Ребенок входит в мир социальных отношений. «Он представлен тремя подразделами: «Ребенок и взрослые», «Ребенок и сверстники», «Отношение ребенка к самому себе» - и следующими темами.
«Люди вокруг нас. Какие мы и какой Я» (уметь различать и называть взрослых и детей по внешнему виду, полу и возрасту, определять профессиональные и социальные роли взрослых и прочие).
«Наш (мой) дом, семья я и мои близкие». (знать членов семьи, формы заботы и внимания взрослых и детей друг к другу в семье; проявлять заботу и внимание к близким, стремление радовать их добрыми делами и поступками.
«Наши (мои) чувства, дела, поступки, что нас (меня) радует, что огорчает» (уметь различать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, устанавливать их причины; определять свои личные чувства и настроения; оценивать поступки окружающих).
Мы учимся общаться и взаимодействовать с взрослыми и детьми. Я в кругу друзей, что я умею делать» (уметь взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, знать основы культуры поведения, владеть начальными навыками общения и совместной деятельности, формами выражения сочувствия, заботы, эмоциональной отзывчивости к близким взрослым и сверстникам.)
«Наше внимание и забота нужны всем. Наши (мои) добрые дела» (научиться проявлять добрые чувства к близким взрослым и сверстникам, гуманное отношение к животным, бережное отношение к предметам и игрушкам).
«Образ физического Я» (кто я – мальчик, или девочка? Какой я? Как я расту? Мой возраст, мое здоровье, на кого из членов семьи похож и т. д.).
«Образ социального Я» (в семье и в кругу сверстников, мой дом, мои родные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми и т. д.).
«Образ будущего Я» (кем хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, учителю и прочие).
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что программа «Детство» направляет на развитие у каждого ребенка положительного образа Я. Социально-эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Основа для накопления положительного опыта – эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддерживать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств – важнейшие условия успешного социального развития дошкольников.
Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных обстоятельств.
Подражание – важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении становится частью личного опыта детей. Поэтому не обходимо демонстрировать правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения. Опыт внедрения программы «Детство» показал: важнейшим средством социального развития детей является организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций. Ситуации конструируются как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл каждой из них, ярко отразить чувства, которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей. Организуемые педагогам ситуации накопления положительного социального опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.
В каждой ситуации необходимо следующее:
заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционального представить ее, ввести детей в ситуацию;
вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей;
побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуаций;
включить детей в конкретное практическое действие;
помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними.
Результаты внедрения программы «Детство» убеждают нас в справедливости утверждения А. В. Запорожца о том, что эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания и ограниченности социального опыта ребенка. Успешная реализация программы возможна только при условии учета особенностей социального развития дошкольников.
Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной грамотности, т. е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть» эмоцию, выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.