Арина Кочедыкова
Сюжетно-ролевые игры по ознакомлению с миром профессий
▼ Скачать + Заказать документы
«Презентация сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с миром профессий»
Детство – это тот удивительный мир, где, еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить тему «профориентации в детском саду». Тема выбрана не случайно. Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
Ребёнок, который с раннего возраста знает, чем занимаются представители тех или иных специальностей, уже в детстве понимает, какой труд ему по душе, а какой – нет. Важно, чтобы дети могли примерить на себе новые социальные роли, что в будущем поможет им в выборе будущей профессии.
Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.
Слайд. Сюжетно-ролевая игра – хозяйка игрового процесса и незаменимый помощник в приобщении детей дошкольного возраста к миру профессий.
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т. д.)
Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны. А само содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых.
Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры. Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.
На каждом возрастном этапе ознакомления с профессиями через сюжетно-ролевую игру, проводится с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Слайд В младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.
В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). Например, в играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.
Слайд Структура ролевой игры, согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:
1) роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;
4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
Слайд Любая сюжетно – ролевая игра предполагает пять этапов ее развития.
На первом этапе стоит задача - выявить уровень знаний детей о профессии, которую воспитатель предполагает внести в игровую деятельность.
На втором и третьем этапах необходимо вызвать желание играть на темы из окружающей жизни или литературных произведений.
На четвертом и пятом этапах важно научить детей способам выполнения реальных трудовых действий в игре и обогатить их дополнительными знаниями для развертывания сюжета.
Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей. Также приоритетным во время игры является постоянная смена состава играющих, так как это способствует взаимовлиянию детей друг на друга и расширению объема информации, который усваивается в процессе игры. Также немаловажным является тот факт, что разыгрывая определенную ситуацию, ребенок тем самым воплощает свой взгляд и показывает свое отношение к нему.
Следует отметить и то, что в процессе сюжетно-ролевой игры дети не только расширяют свои знания о людях с разными профессиями, но и обогащают свои знания и в других областях. Например, дети решили поиграть в игру «Полиция». Сюжет игры заключается в том, что едет автобус с детьми детского сада, и их останавливает сотрудник ГИБДД и напоминает о правилах дорожного движения.
Немаловажную роль в организации сюжетно-ролевой игры выполняет и воспитатель. Она стимулирует детей: вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, роли новых специальностей, добавляет новые сюжеты. Все это непосредственно способствует формированию у детей представлений о профессиях взрослых.
Хотелось бы отметить такую особенность сюжетно-ролевой игры, что она требует предварительной подготовки.
Вот здесь и видна теснейшая связь данного вида игры с вышеперечисленными методами ознакомления детей с профессиями взрослых (экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, дидактические игры, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами).
Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в мир профессий. Данный вид игр способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сюжетно – ролевая игра «Мы строители»
Цели: уточнение представлений детей о рабочем – строителе; воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых; формирование детского коллектива, на развитие творческих способностей.
Ход игры:
Обращаю внимание детей на то, что к ним пришла в гости кукла – строитель. Она хочет посмотреть, хорошо ли они знаете труд строителей. Затем дети объединяются в группы и договариваются, кто какую работу будет выполнять.
В начале игры шофёры проходят в диспетчерскую за путёвками и вежливо здороваются с диспетчером. Затем шофёры проходят в гараж, берут машины и едут по назначению. Каменщики, сварщики и другие занимают свои рабочие места. Когда шофёры подвезет груз, рабочие на стройке принимают его, грузят в клетку, которую прикрепляют к подъёмному крану. Крановщик поднимает груз. Каменщики укладывают кирпичи, сварщики сваривают сваи. Затем на стройку пришла медицинская сестра и сообщила, чтобы строители пришли в поликлинику проверить здоровье, сделать необходимые процедуры.
Несколько девочек играют с куклами в детский сад, но постепенно их внимание переключилось на дружную и слаженную работу строителей.
В конце игры воспитатель говорит, что нашей гостье очень понравилось, как дети дружно играли, строительные профессии знают хорошо. Рабочий день закончился. Приводим в порядок рабочие места.
Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»
Цель: обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в космос.
Ход игры:
Предлагаю детям поиграть в игру «Космонавты».
Прежде чем приступить к игре спрашиваю детей, какими качествами должен обладать космонавт и какие действия он должен выполнять. Затем распределяем роли. После того как роли распределены, дети надевают костюмы, берут атрибуты к игре и начинают выполнять функции своей роли.
Варианты развития сюжета игры могут быть разные: запуск ракеты, выход в космос, работа на орбитальной станции, поломка ракеты и т. д.
Сюжетно - ролевая игра "Магазин"
Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим
миром. Учить распределять роли, исполнять соответствующую роль.
Ход игры: Начинаем игру с сюрпризного момента. В группу приходит девочка Катя. Она очень грустная, потому что мама отправила её в магазин за продуктами, а Катя не знает где их купить. Так как в настоящий магазин мы пойти не можем, предлагаю детям организовать его у нас в группе. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов. После того как роли распределены напоминаю детям правила поведения в магазине. Затем предлагаю отправиться в магазин на автобусе. Продавцы помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках. Кассир принимает деньги за покупки. Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку.
Сюжетно - ролевая игра "Салон красоты"
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Ход игры: Предлагаю детям поиграть в игру «Салон красоты». Сообщаю детям о том, что в нашем районе открылась новая детская парикмахерская и нам отправили пригласительные. Затем раздаю каждому ребенку пригласительные билеты. При помощи считалки распределяем роли, чтобы никому не было обидно. Парикмахеры получают заказы, моют клиентам голову, делают причёски, плетут косички, делают хвостики. Клиенты делают заказ по телефону или лично, выбирают причёску, сидят в очереди, оплачивают заказ. Администраторы организуют работу. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Сюжетно - ролевая игра " Ветеринарная лечебница "
Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Ход игры: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.