Флях Алла Анатольевна
Социально-психологический портрет современной семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что семья – первый социальный институт, который дает ребенку первоначальные сведения о взаимоотношениях. Приходя к нам в дошкольное учреждение, ребенок уже имеет представления о том, как надо выстраивать отношения с другими людьми. Зачастую от этого зависит успешность адаптации ребенка к новым для него условиям в стенах детского сада.
В группу ходит более 20 детей. А это и 20 разных подходов к детям, требований и ожиданий. Воспитатель сталкивается порой с совершенно новым для себя способом общения с малышом. Опыт этот может как обогащать обоих, так и огорчать.
Публикация «Социально-психологический портрет современной семьи» размещена в разделах
Мы, педагоги, знаем, что все идет из семьи. Детский коллектив и взрослые, работающие с детьми, могут только косвенно повлиять на поведение ребенка, на его отношения со сверстниками.
Наши дети живут в семьях. Зачем нужна семья? Каковы ее функции? Выделяют 5 наиболее важных функций:
1. Воспитательная – реализует потребность в материнстве и отцовстве, обеспечивает социализацию, получение средств одних (работающих родителей, для поддержания других (пенсионеров, детей)
2. Эмоциональная – способствует удовлетворению домочадцев в симпатии, получении защиты, поддержки
3. Хозяйственно-бытовая – уход за детьми и престарелыми родителями, уважение к труду работающих взрослых
4. Духовная – взаимообогащение интересов членов семьи
5. Социально-статусная- знакомит с иерархией (подчинение, руководство)
Существуют нуклеарные семьи, где дети проживают и воспитываются только родителями.
Семьи, где вместе с родителями проживают бабушки и дедушки называются поколенными.
Современная семья очень отличается от семьи даже 10 летней давности. Если распад семьи чаще наблюдался при выходе ребенка из семьи, то семьи наших воспитанников испытывают затруднения при совместном проживании гораздо раньше.
Проведя анализ состояния семей наших воспитанников, я получила следующие данные. В подготовительных к школе группах соотношение полных и неполных семей почти одинаково: полных 52 % и неполных семей 48%
Как обстоят дела в целом по ДОУ?
возраст. количество. полные семьи. неполные семьи
. детей
младший. 101. 85%. 11%
средний. 116. 86%. 9%
старший. 82. 58%. 32%
Из обследования видно, что пока ребенок маленький процент полных семей достаточно высок. К подготовительной группе в семьях воспитанников растет напряжение и родители разрывают отношения. На консультацию ко мне приходят родители наших детей и каждый раз, когда дело сначала касается только информирования по результатам диагностики ребенка, затрагивается и тема детско-родительских отношений в семье. С начала этого учебного года 75% обращений было связано с разводом или с напряженными семейными отношениями. Повлиять на этот процесс, как педагоги, мы никак не можем. Но я думаю можно усилить значимости материнской и отцовской любви для полноценного развития ребенка через помещение информации по этому вопросу в уголок для родителей, созданию папок-передвижек. Даже при разводе можно постараться сохранить нормальные отношения с бывшим супругом, чтобы снизить переживания и чувство вины у ребенка. Зачастую происходит иначе. Родители при разводе делают ребенка орудием мести. Страх потерять родителя не позволяет ребенку нормально взаимодействовать в среде со сверстниками. Зачастую у таких детей можно наблюдать повышение агрессии, апатии, снижение аппетита и нарушение сна, замкнутость, плаксивость, появление тиков, энурез.
Учитывая изменения, происходящие с семьей на современном этапе, желая помочь ребенку, необходимо по возможности помогать родителям, снижая у них чувство вины и тревоги за ребенка.