Ляйсан Карнаухова
Социализация детей раннего возраста посредством игры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Улыбка» села Кушнаренково муниципального района Кушнаренковский район
Республики Башкортостан
Выступление на РМО
Тема «Социализация детей раннего возраста через игру».
Воспитатель
Л. Р. Карнаухова
12 декабря 2017 г.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ.
Публикация «Социализация детей раннего возраста посредством игры» размещена в разделах
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.
В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с младшей группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей раннего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В группе стараемся создать для ребенка атмосферу домашнего тепла. Для того чтобы ближе узнать ребенка, о его привычках, предпочтениях в еде и его здоровье и подготовленность их к поступлению в детское учреждение проводится анкетирование. Анкетирование дает возможность вести работу в индивидуальном направлении при адаптации, а также в дальнейшей работе. К каждому ребенку подход всегда индивидуален, с родителями происходит ежедневный тесный контакт.
Дальнейшая работа по социализации детей раннего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей:
• усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;
• расширить ориентировку в ближайшем окружении;
• научить умению играть и действовать рядом.
Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи:
• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;
• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;
• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные).
В 2 – 3 года ребенок выделяет себя из окружающего мира, осознает свое «я». Это уже личность, которой присущи врожденные особенности (сила, подвижность нервных процессов, темперамент, тип мышления, особенности характера, психики, волевые качества, определенный тип мотивации). Личность ребенка проявляется в деятельности и общении.
Цель деятельности нашей группы - ранняя социализация, т. е. сформировать у ребенка готовность к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Под готовностью подразумеваются желания и умения ребенка навыкам самообслуживания. Компетентность связана со способностью ребенка удовлетворять свои потребности при помощи социально одобряемых способов и средств поведения (деятельности и общения).
Отсюда появляются и задачи:
- формировать представления о социальном мире и о себе в нем
- воспитывать социальные чувства, эмоционально – оценочные отношения к окружающей действительности
- формировать активную позицию во взаимодействии с миром, личностные качества, обеспечивающие социальную устойчивость.
В группе проводятся занятия по заданной тематике: «Кормление куклы обедом», «Купаем куклу», «Маленький барабанщик» и многое другое. Взаимодействие с ребенком ведется не только непосредственно на занятиях, но и в свободной их деятельности. Дети с удовольствием играют в дидактические и подвижные игры, разработанные по данной тематике.
Вместе с основными видами деятельности, организуются и творческие виды деятельности детей, такие как рисование рукой, пальчиком, мелками, карандашами, а также лепка из пластилина.
В этот момент роль взрослого, который находится рядом, очень велика. Поскольку взрослый поначалу является главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление самооценки.
Наряду с общением со взрослыми, следует выделить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.
Но опять же взрослый, который находится в группе, должен создать условия для общения ребенка со сверстниками. Здесь собственным поведение взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявление сочувствия, сопереживания к другому ребенку. Организуют совместные игры, учитывая желание друг друга.
Для полноценного развития детей дошкольников большое значение имеет их общение со сверстниками. В общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
В процессе общения возникают конфликты. Они могут играть положительную роль, но могут и отрицательные последствия.
Для полноценной социализации ребенку необходимо научиться налаживать взаимоотношения со сверстниками.
Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с элементарными профессиями (водитель, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом.
Мы понемногу начинаем знакомить наших детей с правилами дорожного движения. Так как формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, потому что знания, полученные в детстве, наиболее прочные; а правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Мы все вместе рассматриваем транспорт на картинках, а также непосредственно на улице. Затем дети рассматривают игрушечный транспорт, составляющие его части. Учатся звукоподражанию, и активно используют различный транспорт в играх и постройках. Не забываем читать стихотворения о светофоре и о дороге. Проводятся беседы с детьми о автокреслах, как они пристегиваются, об их необходимости для безопасности детей.
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.
На сегодняшний день, в первой младшей группе, все дети успешно прошли адаптацию и преодолели первую ступень социализации. Сейчас они не боятся и не сторонятся других воспитателей и специалистов, что было только поначалу, во время адаптации. Теперь они по утрам не плачут и с удовольствием приходят в детский сад. Мы с ними начали инсценировать русские народные сказки («Репка», большинство детей проговаривали отдельные слова, а которые пока не могут разговаривать показывали своей мимикой и жестами.
Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.
Таким образом, необходимо отметить, что процесс ранней социализации состоит в том, чтобы ребенок привык к тем ограничениям, которые необходимы при пребывании в коллективе вообще и в коллективе сверстников в частности.