ирина осипова
Советы психолога «Сообщение негативной информации о ребёнке»
▼ Скачать +Заказ
У дошкольника может возникнуть множество проблем - и маленьких, и даже очень серьёзных. Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребёнке, носящую негативный характер.
Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля её подачи педагогом. Если родитель почувствует в словах воспитателей нотки обвинения, он либо постарается перейти в контр наступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется» смиренно соглашаясь с тем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.
Публикация «Советы психолога „Сообщение негативной информации о ребёнке“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Описанная ситуация относится к ряду типичных, кроме того, она имеет и своё продолжение: после подобной «воспитательной» беседы (особенно, если это повторяется неоднократно) вряд ли у ребёнка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злость на «воспиталку-которая наябедничала» тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, всё это может усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребёнку, а не в его обвинении.
Старайтесь рассказывать о трудностях (и в учёбе, и в поведении, с которыми столкнулся ребёнок, на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях. На общем же собрании можно затронуть проблему только в общих чертах, не называя фамилий и не «расписывая» поступки, в противном случае собрание может превратиться в «судилище», в групповое обвинение и так оказавшегося в трудном положении родителя. Например, если в детском саду некоторые дети проявляют агрессивность, то на собрании желательно сказать несколько слов о возрастающем уровне агрессии в мире, в стране, привести статистические данные. Цифры, факты обычно воспринимаются как более значимая информация, чем просто беседа на моральные темы. Затем можно познакомить родителей с теориями, раскрывающими причины агрессивного поведения.
Как правило, после собрания многие родители сами подходят к педагогу с вопросами о поведении сына или дочери. Если же необходимо поговорить с родителями определённых детей, педагог в начале или в конце собрания может попросить их остаться. После небольшой беседы о причинах агрессивного поведения, проведённой до этого и не содержащей обвинения ни в адрес ребёнка, ни в адрес мам и пап, родители уже будут настроены на разговор в позитивном русле.
Следовательно общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать и учить ребёнка, а единомышленник, знание общих законов общения помогут даже такую неприятную информацию, как сообщение негативной информации сделать точкой отсчёта, началом сотрудничества между взрослыми и людьми, желающими оказать помощь ребёнку.
В беседе с родителями проблемного ребёнка можно использовать такие выражения как: «Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребёнка…» Кроме того, педагог может негативную информацию о ребёнке передать родителям в позитивном ключе: «Саша сегодня на занятии 5 минут очень внимательно слушал воспитателя. Родители знают, что их ребёнок гиперактивный, поэтому это сообщение не может не радовать их, т. к. раньше мальчик не высиживал и 2 минут, но до этого, на собрании рассказывалось о том, что старший дошкольник должен уметь держать внимание в течение 15-20 мин, поэтому им сразу станет понятно, что 5-минутное внимание ребёнка явно является недостаточным для усвоения содержания занятия. Подобное обращение педагога, не содержащее прямого обвинения, помогает установить контакт и достичь взаимопонимания.
Для рассказа родителям о поведении ребёнка, вызвавшем недовольство воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича» : хорошая информация о ребёнке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребёнка, не обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребёнка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.