Станкевич Ольга
Проект музыкального руководителя на активное слушание музыки «Смотрим музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект музыкального руководителя на активное слушание музыки.
«Смотрим музыку»
Станкевич О. А.
МОБУ «Муринский ЦО» № 4
Руководитель проекта : музыкальный руководитель Станкевич Ольга
Александровна
Вид проекта : групповой, информационно- познавательный
Публикация «Проект музыкального руководителя на активное слушание музыки „Смотрим музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели.)
Место реализации: МОБУ «СОШ Муринский ЦО №4», дошкольное
отделение №4
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы,
воспитатели, музыкальный руководитель.
ОО (направление) : «Художественно- эстетическое»
Вид музыкальной деятельности : Восприятие (слушание музыки)
Интеграция образовательных областей (направлений) :
«Художественно- эстетическое»
«Физическое»
«Познавательное»
«Социально- коммуникативное»
Теоретическая часть
Одной из важных задач музыкального воспитания детей является
развитие музыкального восприятия. Оно- часть эстетического и
обладает свойствами, характеризующими восприятия искусства в
целом.
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это не
возможно! К ней надо сначала привыкнуь!»
В. Ф. Одоевский
Актуальность: Проблема восприятия музыки- одна из наиболее
сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на
значительное количество освещающих её наблюдений, специальных
исследований, во многом ещё не решена. Наши дети живут и
развиваются в непростых условиях музыкального социума. Родители
и педагоги должны дать им узнать и полюбить настоящую музыку.
Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным
для становления музыкальности и музыкальных способностей.
Упущение этого периода невосполнимо.
Цель: Воспитать в детях дошкольного возраста умение осознанно
слушать музыку. Развить способность эмоционально откликаться на
неё. Произвести неизгладимое впечатление на маленького слушателя,
словно открывая дверь в иной мир, посвящая его в какую-то тайну, а
имя этой тайны- Искусство.
Задачи:
– Помочь получить общее впечатление о музыкальном образе,
– научить восприятию более углубляясь в содержание
произведения
– Узнавать и осознанно воспринимать хорошо изученные
музыкальные произведения
Этапы реализации:
1 Этап: Подготовительный:
-знакомство с идеями проекта.
-подбор музыкального репертуара.
-подбор костюмов для инсценировки
-подбор атрибутов, иллюстраций
-изготовление ширмы
-распределение ролей
2 Этап Основной:
Активизируем слушание музыки :
1. Отгадываем
Перед тем как начать слушать музыку задаём вопрос
, ответ на который можно получить только внимательно прослушав
музыку. Вопросы могут быть от сложных до простых. Например:
– сколько раз прозвучала флейта, а сколько раз прозвучал фагот?
– В какой части прозвучали колокольчики?
– Когда музыка носила грустный характер, а когда весёлый итд,
2. Сравниваем
фиксируем изменения в музыке.
-громкая музыка и тихая
-высокий регистр и низкий
-мужской голос и женский
-оновременное звучание разных музыкальных инструментов итд,
3. Фантазируем.
Сюжеты и образы
Беседа о том, что каждый композитор, закладывает в своё творение
какую-то историю, эмоции и образы.
Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку,которая
напевает музыка.
Где происходит действие? Это бал или старый замок с привидениями,
или, может быть, это музей?
Кто герой в этом небольшом спектакле- принцесса или Баба-Яга? А,
может быть, это котёнок спит и ему снятся разные сны?
4. Визуальная картинка
Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим.
Используя ИКТ, музыкальные истории, спектакли. Что бы ребёнок
глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои
впечатления.
Дети распределяют роли между собой. Одни слушают музыку, другие
изображают.
1. Марш деревянных солдатиков П. И. Чайковский.
На первую часть мальчики маршируют на месте. На вторую часть
мимо них проходит «командир» с барабаном отбивая ритм
«солдатики» останавливаются. На третью часть все уходят за
«командиром».
2. Голодная кошка и сытый кот.
Мальчик, исполняющий роль сытого кота сидит за столом в избе и
изображает трапезу. Девочка изображающая голодную кошку, на свой
музыкальный мотив, ходит вокруг избы под зонтиком, жалобно
просится в дом.
3. Пудель и птичка.
В данном произведении дети показывают мини спектакль на ширме.
На которой изображена весенняя природа. Из ширмы виднеются
деревья. Птичка поддразнивает пуделя, перелает с веточки на веточку,
присаживается на травку, пудель прыгает, играет и пытается её
догнать., птичка улетает, пудель весело убегает за ней.
4. Римский- Корсаков «Океан- море синее»
На натянутом большом голубом полотне ребята имитируют плеск
волн. Делают волнообразные движения в соответствии с музыкой.
5. Сонный котёнок
На пёстром коврике спит пушистый котёнок (изображает ребёнок). Он
поворачиается с боку на бок, потягивается, дёргает лапкой во сне. В
какой-то момент над ним по очереди появляются его сны: на круглых
листах бумаги нарисованы тарелочка с котлетой, мышка, которую он
догоняет, много сосисок,, он сам- очень очень сильный. После
каждого сна котёнок переворачивается с боку на бок.
6. Баба -Яга. Чайковский П. И.
Девочка на первую чать произведения летает на метле, на вторую
часть колдует у котла, на третью улетает.
(Может сыграть роль Бабы-Яги взрослый)
7 Гром и дождь
Показывают взрослые на ширме, как сквозь тучи, пробивается солнце.
8. Камиль Сен- Санс «Карнавал животных».
Дети без труда угадывают животных, с лёгкостью им подражают,
фантазируют о том какое оно и что может делать под эту музыку,
передают их манеру, повадки.
3. Заключительный.
Дети воспринимают музыку не только слухом, но и с помощью
музыкально- ритмических движений, которые дети придумывают
сами. Это раскрепащает ребят и заставляет их слушать произведение
от начала до конца.
Итог: Дети с большим удовольствием слушают музыку, воображают,
придумывают сюжеты. Детям нравится изображать музыкальные
образы, они чувствуют себя маленькими артистами. Даже самые
застенчивые ребята с удовольствием принимают участие в активном
слушание.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения М. А. Васильевой «От
рождения до школы»
2. Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
3. Программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева
4. журналы «Музыкальный руководтель», «Музыкальная палитра»