Светлана Грек
Словообразование прилагательных с помощью сложения основ
▼ Скачать + Заказать документы
«Правописание сложных прилагательных»
Цели:
Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений проводить классификацию прилагательных по раздельному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщённые выводы;
Публикация «Словообразование прилагательных с помощью сложения основ» размещена в разделах
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Добрый день ребята!
У вас все готово? Тогда за работу! Желаю вам удачи.
2. Актуализация знаний.
- Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)
- А много ли вы знаете об этой части речи, вот сейчас мы и проверим. Соберём аппликацию.
Вопросы:
№1. Что же такое "прилагательное"? (самостоятельная часть речи)
№2. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
№3. Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам, краткая форма по родам и числам)
№4. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (сказуемое, определение)
№5. Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)
№6. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения и полную и краткую формы? (качественные) более весёлый, менее весел)
- Итак, ребята, у нас с вами получился вот такой весёленький кораблик, кораблик мечты. На нём мы сегодня поплывём по стране знаний. У нашего кораблика паруса алого цвета. Как вам уже известно, алый цвет – символ мечты. А сейчас напишите свою мечту, которая бы относилась к теме нашего урока. Чего бы вы хотели достичь? Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? К какому итогу вы хотели бы прийти?
3. Формулировка темы урока, задач урока учащимися.
- Ребята, возьмите в руки карточки, которые лежат на парте. Прочитайте текст. (Д.)
«Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая,белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа.
С. Т. Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
- О чём идёт речь в тексте (о деревьях, о лесе, о природе)
- Как нужно относиться к природе? Что нужно делать для охраны природы?
- Лес – наше главное богатство, и мы должны охранять и беречь его. Вы знаете, что нельзя разводить костёр в лесу, разорять птичьи гнёзда, оставлять за собой мусор, ломать ветки деревьев. Охрана природы начинается с самого малого. Мы должны быть друзьями леса. Известный русский писатель М. М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит охранять Родину.» Пусть эти замечательные слова будут девизом для каждого из нас.
- Слова какой части речи выделены?
- В этом тексте очень много прилагательных. В чем отличие выделенных прилагательных от невыделенных? (они сложные)
- Почему вы так считаете ( состоят из двух корней: белоствольная, светло-зелёная, круглолист (н)ая)
- Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные? (Одни сложные прилагательные пишутся слитно, другие – через дефис.)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока: «Правописание сложных прилагательных».
- Запишем в тетради число и тему урока!
(1 слайд)
- Знаете ли вы условия написания сложных прилагательных?
- Нет.
- Какова же цель урока, как вы думаете (Научиться/уметь правильно писать сложные прилагательные, знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь обосновывать выбор слитного и дефисного написания.)
- Итак, отправимся на нашем кораблике в интересное путешествие в мир знаний.
4. Формирование знаний.
1. Ярко-белый, чёрно-красный, кисло-сладкий
- Что обозначают эти прилагательные? (Цвет, оттенки цветов)
- Приведите свои примеры, сделайте вывод (светло-зелёный, бледно-голубой, бело-розовый). Вывод:
Сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис.
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
2. Русско-английский, фруктово-ягодный
- Попробуйте вместо дефиса поставить союз «и», замените равноправными словами. Что у вас получилось? (Машинный и тракторный, музыкальный и литературный – равноправные слова) (русско-английский, фруктово-ягодный) Сделайте вывод.
Сложные имена прилагательные, образованные путём сложения
равноправных слов, между которыми можно вставить союз И пишутся через дефис.
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
3. Юго-восточный, Санкт-Петербургский
- Подумайте, от каких частей речи образованы эти слова? Как они писались? Сделайте вывод.
Через дефис пишутся сложные прилагательные, образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис.
- Запишите один пример в тетрадь, обозначьте корни, подчеркните изучаемую орфограмму.
4. Белый-белый пароход, хитрый-хитрый взгляд
- Какое значение имеет слово в результате повтора? (усилительное значение – усиление признака) Как будем писать?
Сложные прилагательные, образованные путём повтора одного и того же слова, пишутся через дефис.
5. Сорокоградусный, трёхкомнатная, двухсотграммовый
Что в начале каждого из этих слов? (числительное)
Слитно пишутся сложные прилагательные, в которых первая часть состоит из числительного.
6. Белобрысый, всеядный, машинописный
Одна из составляющих частей отдельно не употребляется
-брысый, -ядный, -писный.
7. Широкоэкранный фильм, кисломолочный продукт
- Замените сложные прилагательные словосочетаниями. Сделайте вывод о том, когда сложные прилагательные пишутся слитно.
Слитно пишутся сложные имена прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью.
- Таким образом, сделаем выводы: Сложные имена прилагательные, 1. обозначающие оттенки цветов,
2. образованные путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз И,
3. образованные от сложных существительных, которые пишутся через дефис
4. образованные путём повтора одного и того же слова, пишутся через дефис
Жёлто-синий (цвет).
Юго-восточный (юго-восток).
Нью-Йоркский (Нью-Йорк).
Горько-солёный (горький и солёный).
Белый-белый (повтор).
Пишутся слитно сложные прилагательные,
1. в которых первая часть состоит из числительного,
2. Одна из составляющих частей отдельно не употребляется
-брысый, -ядный, -писный.
3. образованные от словосочетаний с подчинительной связью.
Пятитонный
Травоядный
Правобережный (правый берег).
6. Закрепление.
1) Комментированное письмо –упражнение 452.
Дополнительное задание: составить 2 предложения со сложными прилагательными.
7. Физминутка.
- А теперь проведём физминутку, не простую, а филологическую, в пользу изучения темы урока. Я буду называть прилагательные. Услышали сложное прилагательное, пишущееся слитно, поднимаете руки и хлопаете в ладоши, через дефис – руки в стороны прямые, а если прилагательное не сложное, ходьба на месте.
- Зимний Ш,
серо-коричневый --,
белокаменная 11,
лёгкий Ш,
янтарно-жёлтый --,
добродушные 11,
утренний Ш,
дальневосточный 11,
длинная-длинная --,
книжный Ш,
северо-западный --,
летописный 11,
солнечные Ш,
садово-огородный --,
пятилетняя 11.
8. Устная творческая работа.
Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причём прилагательное должно быть сложным. (Выделите корни, подчеркните орфограмму).
Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.
1. Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная бумага)
2. Лимоны жёлтые и янтарные (жёлто-янтарные лимоны)
3. Ветер с северо-запада (северо-западный ветер)
4. Словарь русский и французский (русско-французский словарь)
5. Секция шахматная и шашечная (шахматно-шашечная секция)
6. Культура Древней Руси (древнерусская культура)
7. Паруса разного цвета (разноцветные паруса)
8. Девочка с голубыми глазами (голубоглазая девочка)
9. Праздник, общий для народа (общенародный праздник)
10. Требования санитарные и гигиенические (санитарно-гигиенические требования)
- Молодцы!
9. Итоги урока.
подведём итоги урока. Перед вами карточки
1 вар. выписывает все слова, которые пишутся слитно
2 вар. те слова, что пишутся через дефис
Тест
1. сельско (хозяйственная)
2. физико (математический)
3. русско (английский)
4. средне (вековый)
5. зеленовато (серый)
6. десяти (этажный)
7. паровозо (ремонтный)
8. юго (восточный)
9. изжелта (красный)
10. трёх (литровый)
11. садово (огородный)
12. древне (русский)
13. двух (комнатная)
14. Йошкар (Олинский)
А теперь проверьте друг друга
1. сельскохозяйственная
2. физико-математический
3. русско-английский
4. средневековый
5. зеленовато-серый
6. десятиэтажный
7. паровозоремонтный
8. юго-восточный
9. изжелта-красный
10. трёхлитровый
11. садово-огородный
12. древнерусский
13. двухкомнатная
14. Йошкар-Олинский
1 вариант : 1,4,6,7,10, 12, 13
2 вариант : 2, 3, 5, 8, 9, 11, 14
(ответы на слайде)
- Кто выполнил тест без ошибок?
- Какие условия написания сложных прилагательных были для вас трудными?
10. Домашнее задание
Выполнить упр. 383, выучить правило (параграф 66).
11. Рефлексия.
- А сейчас оценим свою работу. Мы сегодня неплохо поработали. Кто был сегодня активным? …. Выставление оценок.
Я желаю, чтобы маленький кораблик стал вашим талисманом и чтобы и в будущем все ваши мечты сбылись. Спасибо за урок!
Задание 1. «Когда разнородные деревья растут вместе и составляют одну зелёную массу, то все кажутся равно хороши, но в отдельности одни уступают другим. Хороша развесистая,белоствольная, светло-зелёная, весёлая берёза. Но ещё лучше стройная, кудрявая, круглолистая, сладко-душистая во время цвета, не ярко-зелёная, а мягко-зелёная липа.
С. Т. Аксаков. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
Задание 2. Из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причём прилагательное должно быть сложным. (Выделите корни, подчеркните орфограмму).
Образец: завод для ремонта судов – судоремонтный завод.
1. Бумага, чувствительная к свету
2. Лимоны жёлтые и янтарные
3. Ветер с северо-запада
4. Словарь русский и французский
5. Секция шахматная и шашечная
6. Культура Древней Руси
7. Паруса разного цвета
8. Девочка с голубыми глазами
9. Праздник, общий для народа
10. Требования санитарные и гигиенические
Задание 3. Тест
1. сельско (хозяйственная)
2. физико (математический)
3. русско (английский)
4. средне (вековый)
5. зеленовато (серый)
6. десяти (этажный)
7. паровозо (ремонтный)
8. юго (восточный)
9. изжелта (красный)
10. трёх (литровый)
11. садово (огородный)
12. древне (русский)
13. двух (комнатная)
14. Йошкар (Олинский)