Тимошенкова Лариса
«Скворцы прилетели». Конспект игры по методике Н. Е. Щурковой
▼ Скачать + Заказать документы
Смоленское областное государственное бюджетное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом «Гнездышко»
«Скворцы прилетели…»
(игра по методике Н. Е. Щурковой)
Воспитатель:
Тимошенкова Л. А.
Смоленск
2018
Цель: формировать нравственные качества у детей.
Задачи:
1. Образовательная: учить ребят умению не стесняться высказывать и доказывать свою точку зрения;
учить быстро находить достойный выход из трудной ситуации;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
объяснить детям, что в природе и обществе существуют разные законы, что человек должен действовать в соответствии с общепринятыми правилами, нормами морали, а не уподобляться животным инстинктам.
2. Развивающая: развивать логическое мышление;
3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения.
Форма проведения : игра
Возраст: средний школьный.
Предварительная работа: обсуждение на тему «Общепринятые нормы поведения. Ка это понимать?»
Материалы и оборудование: диск с записью птичьих голосов, видеоролик о весне, запись песни Н. Расторгуева «Летят на родину скворцы» 3 стула, шапочки птиц «скворцов и воробьев», 2 маленьких подушечки, 1 плед или шаль, материалы для изготовления скворечников (картон, цветная бумага, ножницы, двусторонний скотч).
Проблема игры : сопоставление законов природы и культуры.
Инструкция к проведению игры :
В основе игры лежит орнитологическое основание: весной скворцы подлетают к скворечникам, а в них часто уже расположились воробьи. Скворцы не вступают в сражение за дом, а дожидаются, пока воробьи не вылетят - тогда они занимают скворечню, выбрасывают из нее старые подстилки и заново обустраивают жилище. Скворчихи прилетают чуть позже, а, прилетев, выбирают скворечню - не скворца, ибо для них главное - вывести своих птенцов (так распорядилась природа).
Ход игры:
Психологический настрой.
(звучит запись птичьих голосов, на экране – видеоролик о весне)
Воспитатель:
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее!
(Михаил Пляцковский)
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости! Мне очень приятно, что вы пришли сегодня к нам. На улице уже повеяло весной, к нам в окно чаще заглядывает солнышко, на ваших лицах чаще стали появляться улыбки, вы стали от этого добрее. Все это очень радует!
Предложение темы разговора. Сбор мнений по теме.
Воспитатель: Мы с вами сегодня собрались, чтобы поиграть. Но сначала вы подумайте и скажите, что значит, в вашем представлении, быть культурным человеком? Чем отличается человек от представителей животного мира? (Ведущий внимательно выслушивает ответы детей и наводящими вопросами подталкивает к мысли, что культурный человек- это человек, не поддающийся своим природным инстинктам и придерживающийся в жизни общепринятых норм морали и поведения).
Иллюстрация темы разговора.
Воспитатель: Несмотря на то, что за окном еще лежит снег, помечтаем немного о весне. Весна! Какое это чудесное время года! В природе все просыпается, оживает от зимнего сна. Вместе с первым теплом приходит обновление и в души людей. Именно весной хочется делать что-то доброе, хорошее, светлое. Именно весной люди влюбляются.
Вряд ли кому, посмотрев на голубое чистое весеннее небо, захочется совершить дурной поступок.
(Тихо звучит запись птичьих голосов)
А еще весной прилетают перелетные птицы. И сейчас я хочу предложить вам игру, которая называется «Скворцы».
Создание ситуации успеха.
Воспитатель: Это простая игра подскажет вам выбор важных жизненных ценностей. Кто будет внимателен, тот почувствует это сразу. А ваши высказывания по этому поводу будут для нас очень ценными. Поэтому большая просьба не стесняться, смело участвовать и донести до нас ваши мысли и соображения. Напоминаю: не забывайте выслушивать своих собеседников, не перебивать их, и тогда ваше мнение тоже будет выслушано с вниманием и благодарностью! Итак, мы начинаем!
Воспитатель: Для игры я попрошу выйти 6 участников (желательно мальчики).
Воспитатель: Уважаемые участники, перед вами 3 стула. Это скворечники. Трое мальчиков будут скворцами, а остальные участники «воробьями». (Воспитатель раздает шапочки птиц). Скворцы, как вам известно, улетают зимовать в теплые страны (отводит 3-х мальчиков в сторону). А поздней осенью в скворечниках поселяются «воробьи» (остальные тое участников садятся на стулья). «Воробьи обживаются в своих домиках, обустраивают их, чтобы хорошо и уютно жилось (ведущий раздает маленькие подушечки и пледы участникам игры.
Воспитатель: Но вот пришла весна, из теплых краев возвращаются «скворцы».
(Звучит громко песня Н. Расторгуева «Летят на родину скворцы»)
Они подлетают к домикам и видят, что их жилище занято. Ваше действие «скворцы»? Что вы будете делать? Как поступите? (Выслушиваются варианты ответов игроков). Игра заканчивается, как только ее персонажи придут к какому-либо общему решению.
Воспитатель: А теперь, пожалуйста, послушайте, как разрешается такая ситуация в природе. На самом деле скворцы рассаживаются на ветках и терпеливо ждут, когда воробьи вылетят из домика - тогда они занимают скворечню, выбрасывают из нее старые подстилки и заново обустраивают жилище.
Воспитатель:
Как вы считаете, справедливо ли, честно ли поступают скворцы?
Как вы относитесь к тому, что скворцы не вступают в сражение за свой дом? Не слишком ли суров закон природы?
Допустимы ли такие отношения в обществе людей?
(Дети высказывают свои впечатления).
Воспитатель: А сейчас дадим 5-6 минут «скворцам» обустроить свой домик. (Игрокам предлагается из картона, цветной бумаги и двустороннего скотча изготовить «скворечники» и прикрепить их на спинки стульев).
Воспитатель: Уважаемые зрители и игроки! У этой игры есть продолжение. Мальчики – «скворцы» остаются в своих обустроенных домиках, а я попрошу выйти три девочки. Это будут «скворчихи». Мы поиграем в семью скворцов. Но сначала я вам расскажу, как создается такая семья. Дело в том, что скворчихи прилетают чуть позже, когда у скворцов уже готовы обновленные домики. Прилетев, скворчихи выбирают. скворечню - не скворца, ибо для них главное вывести своих птенцов (так распорядилась природа). Все мальчики будут скворцы - они будущие мужчины и строители семейного очага. Строительство и выбор скворечни будем описывать условно, т. е. мальчики словесно должны описать избранную ими скворечню.
Например:
Девочка- скворчиха» спрашивает «скворца» : «Какой у тебя домик?»
Мальчик- «скворец» отвечает: «Мой дом уютный, теплый, прочный» и т. д.
Девочки - «скворчихи», ибо они будущие мамы и жены, делают выбор партнера по характеру им избранного домика. (Сделав выбор, девочки садятся на стул - «скворечню», мальчики - «скворцы» становятся сзади стульев, уступив место дамам).
Воспитатель: Мы вправе сейчас спросить «скворчих», почему они сделали такой выбор?
Вопросы девочкам:
1. Чего ты хотела при выборе скворечни?
2. Что для тебя будет главным, когда будешь строить семейный очаг?
3. Не слушает ли тебя заложенное природой «безразличие» самочки к скворцу - самцу? (Воспитатель выслушивает ответ, благодарит участников за игру)
Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня, играя, казалось бы, в детскую игру, мы поставили перед собой очень серьезные жизненные вопросы и постарались найти на них ответы. В игре «Скворцы» вы столкнулись с самым большим противоречием в жизни - противоречие природного и культурного. Изучая в школе анатомию, узнаем, что человек- это вершина эволюции животного мира. Открыв учебник по этикету - вы поняли, что человек не может в силу своего развития, уподобляться животным инстинктам, он должен постоянно себя сдерживать и научиться жить и совершать поступки согласно нормам, приятным в человеческом обществе. А наши девочки, так замечательно сыгравшие сегодня роль будущих жен, наверное, ощутили, что такое «брак по расчету». Можно ли счастливо жить с нелюбимым человеком, только лишь потому, что у него комфортная квартира и достаточно денег? Такие сложные вопросы вам предстоит разрешать свою жизнь.
Не совершайте опрометчивых поступков и не стесняйтесь, обращайтесь за советом к взрослым.
(Звучит песня «Летят на родину скворцы»).
Воспитатель: Наша игра закончилась. Спасибо за участие!