Юлия Каламбет
Скорочтение как метод всестороннего развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад Принципиально изменилась жизнь: предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Воспитатели порой не знают как «подойти» к ребенку и чем его заинтересовать. Порой кажется, что дети уже все знают… Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы. Дошкольники иногда делают неожиданные недетские выводы и умозаключения в некоторых ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
Публикация «Скорочтение как метод всестороннего развития ребенка» размещена в разделах
У большой осведомленности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу "Развитие речи". Страдает не только раздел "Связная речь", но и "Словарь". Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.
Наш детский сад в этом учебном году работает по направлению «Развитие речи». Я сделала выбор в пользу методики «Скорочтения» Ш. Ахмадулина.
Современные технологии скорочтения носят комплексный сбалансированный характер и преследуют не только цель обучения чтению, но и направлены на развитие функционирования психических и когнитивных свойств ребенка.
В авторской разработке школы скорочтения и развития памяти по методике Шамиля Ахмадуллина особое внимание уделено развивающим играм. Так как данный подход развивает не только мыслительную деятельность, но и личностные качества: умение управлять своими эмоциями и волей, способность к обоснованному риску, настойчивость в достижении цели.
«Многие считают, что скорочтение - способность бегло двигать глазами по тексту, максимально быстро читать.
Но скорочтение - это скорее быстрое мышление. Как только мы понимаем, о чём идёт речь, можем выделить главное и ответить на вопросы».
Ш. Ахмадулин.
Скорочтение развивает скорость мышления, память, интеллект, грамотность, усидчивость, внимание. Расширяется угол зрения и обогащается словарный запас. Чем быстрее, качественнее и осознаннее читает ребёнок, тем больших высот в учебе он сможет достичь.
Скорочтение поможет легче осваивать новое, тратить меньше времени на домашнее задание и больше — на другие интересные занятия.
Что же означает модный сегодня термин «скорочтение»?
Скорочтение - это навык быстрого усвоения текстовой информации.
Это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и методик, который в 99,9 % случаев работает у всех, кто приложил определенные усилия и действовал по инструкциям.
Скорочтение можно сравнить, например, с вождением автомобиля (для взрослого) или навыком езды на велосипеде (для ребенка).
Почему потребность в скорочтении у детей так высока сегодня?
Большинство родителей не понимают, почему современные дети упорно отказываются читать книги и учебники, а если их все-таки заставляют это сделать, то читают очень медленно и не могут пересказать прочитанное.
Современный мир очень сильно изменился. Количество знаний удваивается каждые 2-3 года.
Фактически, то, чему детей учат сейчас, будет уже неактуально к моменту их взросления.
Одна из основных целей при обучении – заложить в голову ребёнку мысль, что быть умным, начитанным и эрудированным человеком – это так же круто и модно, как иметь айфон.
Как обучение скорочтению поможет ребёнку в учёбе и в целом – в дальнейшей жизни?
Во-первых, обладание навыком скорочтения означает, что ребенок прошел комплекс тренировок.
У него активно работает мозг, у него повышено внимание, у него развита память, и, что самое главное, в нем появляется самостоятельность.
Все эти качества гарантируют ему успехи в учёбе.
Такой ребенок без сомнений имеет конкурентное преимущество среди своих одноклассников и сверстников.
Во-вторых, благодаря чтению дети развиваются.
Читая, ребенок учится думать, сопереживать, анализировать.
Чтение книг включает в мозгу воображение.
Читая, ребенок переживает различные ситуации, учится анализировать информацию.
Умение анализировать информацию вырабатывает в нем умение принимать решения.
Обзор упражнений:
1. Упражнения на внимание:
• струп тест
• черные и белые числа
• лабиринты
• большие и маленькие буквы
2. Упражнения на синхранизацию обоих полушарий мозга:
• алфавит
• рисование двумя руками
• устный счет
• нейропсихологические упражнения
3. Упражнения на расширения поля зрения:
• таблицы Шульте
• клиновидные таблицы
• слово-фигура-число
4. Развитие мелкой моторики
5. «Нейропсихологические упражнения»
Нейропсихология — молодая отрасль психологии, наука о связи деятельности мозга и психических явлений. В сфере обучения с помощью простых и доступных приёмов нейропсихология помогает «научить» мозг работать определё нным образом: быстрее и с лучшими результатами. Особенно эффективны комплексные методики обучения с нейропсихологическими приё мами: они развивают психические процессы, формируют учебные навыки, мотивируют.
Наконец, пока ребёнок приучается контролировать себя в движении, развиваются зоны его мозга, ответственные за планирование, программирование и контроль. Позже эти навыки пригодятся ребёнку в любой ситуации.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что скорочтение имеет огромный развивающий потенциал. Кроме своего главного преимущества, этот навык помогает развивать интеллект. Особенно это касается маленьких детей, только начинающих обучение. Читая быстро, дети способны познакомиться с большим количеством книг, а значит существенно увеличить свой словарный запас. За счет того, что ребенок больше узнает, у него расширяется кругозор, улучшаются аналитические способности. Скорочтение, в том числе, влияет на умение управлять процессами своей памяти.
Делаем вывод, что
скорочтение является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников,
оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка;
на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.