МААМ-картинки

Опыт работы по экспериментированию на основе сказок

Ванда Саакян
Опыт работы по экспериментированию на основе сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

Тема моего выступления: «Сказочное экспериментирование».

Новизной моего опыта можно смело считать комплексное использование элементов ранее известных и современных методик для детского развития.

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности посредством сказок.

Темочки:

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, экспериментам, размышлению и любви к чтению, посредством сказок.

Задачи:

Образовательные:

формировать познавательные действия и первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира через знакомство с элементарными знаниями (свойства воды, муки, воздуха, бумаги, земли);

развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности;

формировать умение слушать сказки и понимать основную мысль;

формировать умения устанавливать причинно-следственную связь и делать выводы.

Развивающие:

развивать мотивацию к познавательному виду деятельности;

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

развивать интерес к придумыванию сказок;

развивать речь, мышление, воображение, фантазию.

Воспитательные:

формировать общественно - активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;

воспитывать любовь к чтению, к литературе и книгам.

Планируемые результаты:

умеют слушать сказки и делать выводы, выделять основную мысль сказки;

умеют искать способы с помощью опытов подтверждать или опровергать гипотезу;

имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

имеют представления об основных свойствах предметов (мука, вода, дерево, металл);

имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);

имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;

имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину;

сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

проявляют любознательность, фантазию, воображение.

Все мы, педагоги, уже не раз сталкивались с темой экспериментирования с детьми. И, казалось бы, все уже давно изучено, испробовано и даже слегка поднадоело. Я взялась за эту тему 5 лет назад и, первое, что испытала – разочарование. Тут нечем удивлять!

Но в итоге удивилась сама!

Тема, которую я сейчас хочу представить малоизученна. Я так уверенно об этом говорю, потому что, стоит только вбить в интернет запрос, сталкиваешься с полным отсутствием информации, идей и приходится садиться, придумывать самой.

Начнем с того, как вообще мне пришло в голову совместить сказку и эксперименты. Нечаянно… Сперва участие в конкурсе «Воспитатель года» Там мы косвенно затронули этот метод. Моя тема педагогической находки звучала «Все начинается с муки», направление деятельности – экспериментирование. Мы поставили сказку «Колобок» с детьми, а в качестве экспериментирования рассматривали виды муки, колосья пшеницы, овса и ржи, замешивали тесто и пекли хлеб на кухне сада и как итоговое мероприятие отправились вместе с родителями на экскурсию – в пекарню в нашем городе. На самом деле, там много было проделано работы и именно тогда впервые в моей голове поселилось зерно вот такого вот, «сказочного» экспериментирования. (пауза)

Потом, весной, решаю сделать проект по сказке «Джек и бобовые зерна». Работа тоже проводится большая. И начинается она опять же со сказки. Мы с детьми мастерим облака, сажаем фасоль, все это оформляем на подоконнике как своего рода огород на окне и приходим к тому, что дети забирают уже саженцы фасоли домой, пересаживают в огород, у кого квартира - в горшок, продолжают выращивать и даже спустя время приносят мне высушенные зерна фасоли. И что немало важно – продолжить выращивание дома – это уже их инициатива - не моя! Это второй звоночек.

Летом, я решаю участвовать в конкурсе «Новые виды каникулярного отдыха 2023», с летней программой «Лаборатория сказок». И вхожу с этой темой в учебный год.

Когда пытаешься детям просто читать сказки и даже просишь их пересказывать – запоминается в разы меньше, чем когда они эту сказку сами «оживляют»!

Пофантазируйте со мной: сказка «Цветик - семицветик». Какие можно взять опыты?

Мы эту сказку взяли на неделю и каждый день сделали «цветным». К слову понедельник – желтый цвет. Дети в желтом, замечаем все желтое, вспоминаем желтые цветы, желтые растения, насекомых, закрепляем желтыми скороговорками, приметами, стихами и самое главное – ЖЕЛТЫЙ ОПЫТ! У нас это надувание желтого шарика при помощи соды и уксуса. И так все пять дней недели – разные цвета. Дети были в восторге. Родители, разумеется, тоже!

Далее, сказка – «Алиса в стране чудес!

Для начала читаем. Берем любую технику рисования, которую ранее не использовали с детьми. У нас это - баббл арт. Рисовали мыльными пузырями улыбку чеширского кота и прям на улице сделали выставку. Итоговое мероприятие сделали масштабным! Лето, жара! Мы взяли за основу эксперименты – тут фантазии нет предела, поскольку сама сказка без границ! И завершили все цветной пыльцой абсолема! Краски холи.

Теперь поиграем с вами следующим образом: я называю вам сказку – вы мне возможный опыт.

Сказка «Иван Царевич и Серый волк». Вода живая и мертвая. Фильтрация воды.

Сказка «Золушка». Там тоже фантазия может разгуляться. Берем за основу Мачеху и злых сестер. И придумываем вредности, помогаем Золушке справиться с вредностями, и Золушка отправляется на бал. По всем перечисленным сказкам можете посмотреть видео прямо сейчас в нашем телеграмм канале, наведя телефон.

На этот год у меня запланировано 16 сказок. Работы много. Но когда она доставляет удовольствие даже воспитателю – дети уходят счастливыми! И моя подготовительная к школе группа уйдет в школу с багажом знаний сказок 1-2 класса и умениями в познавательной сфере. Проводя опыты самостоятельно – они знакомятся с такими сложными вещами, как фильтр, статическое электричество, заряды частиц, плотность и вес, кислород и т. д.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).

Сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.

И завершить хотелось бы мудрым советом В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Игры-драматизации на основе сказок в театре масок из фетра в подготовительной группе детей с ЗПРИгры-драматизации на основе сказок в театре масок из фетра в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Игры – драматизации на.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы. День рожденияОпыт работы. День рождения День рождения! Вспомним своё детство. Как мы ждали этот день! Сколько надежд мы связывали с этим праздником! Конечно, наши родители не.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по экспериментированию на основе сказок
Опубликовано: 2 декабря 2023 в 20:26
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по экспериментированию на основе сказок» (включая файлы) размещена пользователем Ванда Саакян (УИ 664084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД