Ванда Саакян
Опыт работы по экспериментированию на основе сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.
Тема моего выступления: «Сказочное экспериментирование».
Новизной моего опыта можно смело считать комплексное использование элементов ранее известных и современных методик для детского развития.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности посредством сказок.
Темочки:
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию, экспериментам, размышлению и любви к чтению, посредством сказок.
Задачи:
Образовательные:
формировать познавательные действия и первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира через знакомство с элементарными знаниями (свойства воды, муки, воздуха, бумаги, земли);
развивать познавательный интерес к экспериментальной деятельности;
формировать умение слушать сказки и понимать основную мысль;
формировать умения устанавливать причинно-следственную связь и делать выводы.
Развивающие:
развивать мотивацию к познавательному виду деятельности;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развивать интерес к придумыванию сказок;
развивать речь, мышление, воображение, фантазию.
Воспитательные:
формировать общественно - активную личность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;
воспитывать любовь к чтению, к литературе и книгам.
Планируемые результаты:
умеют слушать сказки и делать выводы, выделять основную мысль сказки;
умеют искать способы с помощью опытов подтверждать или опровергать гипотезу;
имеют представление о различных свойствах веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
имеют представления об основных свойствах предметов (мука, вода, дерево, металл);
имеют представления о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха, вода-переход в различные состояния, воздух, почва);
имеют представление о значимости воды и воздуха в жизни человека;
имеют представление о свойствах почвы и входящих в её состав песок и глину;
сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
проявляют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
проявляют любознательность, фантазию, воображение.
Все мы, педагоги, уже не раз сталкивались с темой экспериментирования с детьми. И, казалось бы, все уже давно изучено, испробовано и даже слегка поднадоело. Я взялась за эту тему 5 лет назад и, первое, что испытала – разочарование. Тут нечем удивлять!
Но в итоге удивилась сама!
Тема, которую я сейчас хочу представить малоизученна. Я так уверенно об этом говорю, потому что, стоит только вбить в интернет запрос, сталкиваешься с полным отсутствием информации, идей и приходится садиться, придумывать самой.
Начнем с того, как вообще мне пришло в голову совместить сказку и эксперименты. Нечаянно… Сперва участие в конкурсе «Воспитатель года» Там мы косвенно затронули этот метод. Моя тема педагогической находки звучала «Все начинается с муки», направление деятельности – экспериментирование. Мы поставили сказку «Колобок» с детьми, а в качестве экспериментирования рассматривали виды муки, колосья пшеницы, овса и ржи, замешивали тесто и пекли хлеб на кухне сада и как итоговое мероприятие отправились вместе с родителями на экскурсию – в пекарню в нашем городе. На самом деле, там много было проделано работы и именно тогда впервые в моей голове поселилось зерно вот такого вот, «сказочного» экспериментирования. (пауза)
Потом, весной, решаю сделать проект по сказке «Джек и бобовые зерна». Работа тоже проводится большая. И начинается она опять же со сказки. Мы с детьми мастерим облака, сажаем фасоль, все это оформляем на подоконнике как своего рода огород на окне и приходим к тому, что дети забирают уже саженцы фасоли домой, пересаживают в огород, у кого квартира - в горшок, продолжают выращивать и даже спустя время приносят мне высушенные зерна фасоли. И что немало важно – продолжить выращивание дома – это уже их инициатива - не моя! Это второй звоночек.
Летом, я решаю участвовать в конкурсе «Новые виды каникулярного отдыха 2023», с летней программой «Лаборатория сказок». И вхожу с этой темой в учебный год.
Когда пытаешься детям просто читать сказки и даже просишь их пересказывать – запоминается в разы меньше, чем когда они эту сказку сами «оживляют»!
Пофантазируйте со мной: сказка «Цветик - семицветик». Какие можно взять опыты?
Мы эту сказку взяли на неделю и каждый день сделали «цветным». К слову понедельник – желтый цвет. Дети в желтом, замечаем все желтое, вспоминаем желтые цветы, желтые растения, насекомых, закрепляем желтыми скороговорками, приметами, стихами и самое главное – ЖЕЛТЫЙ ОПЫТ! У нас это надувание желтого шарика при помощи соды и уксуса. И так все пять дней недели – разные цвета. Дети были в восторге. Родители, разумеется, тоже!
Далее, сказка – «Алиса в стране чудес!
Для начала читаем. Берем любую технику рисования, которую ранее не использовали с детьми. У нас это - баббл арт. Рисовали мыльными пузырями улыбку чеширского кота и прям на улице сделали выставку. Итоговое мероприятие сделали масштабным! Лето, жара! Мы взяли за основу эксперименты – тут фантазии нет предела, поскольку сама сказка без границ! И завершили все цветной пыльцой абсолема! Краски холи.
Теперь поиграем с вами следующим образом: я называю вам сказку – вы мне возможный опыт.
Сказка «Иван Царевич и Серый волк». Вода живая и мертвая. Фильтрация воды.
Сказка «Золушка». Там тоже фантазия может разгуляться. Берем за основу Мачеху и злых сестер. И придумываем вредности, помогаем Золушке справиться с вредностями, и Золушка отправляется на бал. По всем перечисленным сказкам можете посмотреть видео прямо сейчас в нашем телеграмм канале, наведя телефон.
На этот год у меня запланировано 16 сказок. Работы много. Но когда она доставляет удовольствие даже воспитателю – дети уходят счастливыми! И моя подготовительная к школе группа уйдет в школу с багажом знаний сказок 1-2 класса и умениями в познавательной сфере. Проводя опыты самостоятельно – они знакомятся с такими сложными вещами, как фильтр, статическое электричество, заряды частиц, плотность и вес, кислород и т. д.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение).
Сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.
И завершить хотелось бы мудрым советом В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ним всеми красками радуги. Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку хотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».