Галина Журавлева
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»
В наше время моральные ценности во многих семьях стали более материальны, они преобладают над духовными. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребёнка, не ходят с ним в библиотеку. Им порой кажется более удобным посмотреть сокращённый фильм по произведению в интернете. Исчезла из семейного воспитания удивительно важная и ценная традиция семейного чтения, которая не только развивала ребёнка, его речь, но и позволяла каждому члену семьи высказаться по содержанию прочитанного, определить ценности, близкие этой семье, особенностям её уклада. Современные дети погружены в мир телевидения, компьютеров и видео. Но самое главное состоит в том, что сказка притягивает к себе потому, что доставляет удовольствие как ребёнку, так и родителю.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка в жизни ребёнка“» размещена в разделах
Сказка – прозаическое произведение народного творчества, в основе которого лежит фантастический вымысел, имеющий прочную реалистическую основу. Сказки выражают стремления, интересы, идеалы народа, мечты о лучшей жизни. Основной закон сказки – победа добра над злом. В сказке сочетаются направления этического и эстетического.
В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира.
Сказки позволяют ребёнку увидеть добро и зло. Воспитывают чуткость, отзывчивость, умение сопереживать, уважительное отношение к окружающим людям.
Сказка пробуждает всё доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
В художественно-эстетическом развитии сказка стимулирует ребёнка к творческой деятельности.
В физическом развитии игровые сказочные моменты, народные игры способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями.
Сказка корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Затрагивая эмоциональную жизнь ребёнка, сказка даёт утешение, облегчение, она предоставляет ребёнку словесные картинки и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Она выдвигает героев, моделирует ситуации, над которыми можно подумать и оценить их. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения, развивает способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так как у малышей часто не получается увидеть пути выхода из эмоционального тупика.
Сказку используют для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказка лечит, сказка учит жить. Сказка способна излечить от эмоциональных нарушений поведения, таких как: агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт.
Сказка – это в первую очередь особая среда: через сказку ребёнок совершенствуется в овладении языком. Образность и ритмичность сказки помогают малышу сосредоточить внимание на происходящих в ней событиях. Структура сказочного текста, построенная на повторах, помогает запоминанию.
Естественно, слушать сказку можно лишь в том случае, если в работу включается переживание и воображение. Но развитие памяти, внимания, речи и воображения всего лишь «побочные» следствия взаимодействия сказки и ребёнка. То есть, это развитие возможно лишь потому, что сказка близка ребёнку по мироощущению и помогает ему решить фундаментальную психологическую задачу адаптации к реальности. Сказка помогает ему обрести эмоциональный комфорт и примириться с окружающим его непонятным и часто пугающим миром.
С точки зрения психоанализа, сказки – это матрицы типичных психологических проблем детей. Сказка устроена так, что ребёнок легко отождествляется с кем-то из её персонажей и через воображаемые приключения приобретает опыт разрешения конфликтов. Именно поэтому она обладает своеобразным психотерапевтическим эффектом. Но учит сказка не в лоб, как басня. Мораль не свойственна сказке. Её советы скрыты, часто не однозначны, предлагаемые решения многослойны – то есть сказка, ко всему прочему, ещё и учит ребёнка выбирать.
Именно сказка приобщает ребёнка к миру искусства : учит понимать и любить художественное слово, видеть прекрасное в живописных полотнах, слушать музыку.
Сказка помогает формировать речь ребёнка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребёнка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Постарайтесь понять эмоциональную проблему вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребёнку его проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребёнок сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребёнка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом.
Уважаемые родители, помните, что сказки — совершенно необходимый этап в развитии ребёнка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности – некая картотека жизненных ситуаций. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чём прочитали, задайте ребёнку вопросы по сюжету сказки, по поступкам героев.
Читайте сказки ребёнку каждый день.
Рассказывая малышу сказку, обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребёнку.