МААМ-картинки

Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Анна Янкаускайте
Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда».

В последние годы, к сожалению, наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом.

И наша главная задача – поиск эффективных приемов и методов предупреждения и устранения речевых нарушений. Для этой цели мы используем различные средства, но какие бы средства ни подбирались, главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями, предусматривали выполнение необходимых коррекционных задач в полном объеме и совмещали элементы других приемов с целью усиления их воздействия.

Публикация «Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда» размещена в разделах

Не всегда традиционное оказывается результативным, наоборот они сложны и малоинтересны детям. Поэтому многие специалисты ищут новые нетрадиционные (оригинальные и непривычные) методы и приемы коррекционно- развивающей работы с детьми.

А что, как не сказка – один из самых доступных и понятных дошкольнику жанров литературы, обладает невероятной притягательной силой. Является самым древним психологическим и педагогическим средством, в наших руках способна преодолеть имеющиеся речевые нарушения, логофобии, дать детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься.

Наблюдая за судьбами героев воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего народа.

Ее многогранность порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. Сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами (Г. Г. Чебанян, Л. Д. Короткова, Т. А. Ткаченко, Е. А. Медведева, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, А. В. Гнездилова).

И в зависимости от назначения, цели воздействия на слушателя облекаются в разные понятия, такие как:

- сказкотерапия, через которую смягчается поведенческий негативизм у ребенка,

- психосказки используют психологи и

- логосказки используют логопеды.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя:

Дидактические сказки создаются педагогами для “подачи”учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Однако будем помнить о том, что разнообразные формы “обыгрывания” сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.

Сказки, используемые в работе учителя – логопеда, можно разделить на следующие виды:

1. Сказки для развития артикуляционного аппарата: это всевозможные сказки о веселом Язычке с включением артикуляционных упражнений;

2. Сказки при работе над постановкой звуков: это сказки о Ветерке и замке (ротовой полости, в которой он живет;

3. Сказки для автоматизации звуков, где произносятся и выделяются все слова с заданным звуком;

4. Сказки, используемые при знакомстве с буквами.

5. Сказки, способствующие развитию связной речи.

Специальной литературы в этой области недостаточно. Большая часть представлена в виде практических наработок и совершенно немного ссылок на исследования теоретической основы.

Этот недостаток усугубляется тем, что ребенок иначе воспринимает и взаимодействует со сказкой, чем взрослый.

Причина установления и поддержания контакта сказочного мира и внутреннего мира ребенка заключается в следующем:

- относительная простота сюжета,

- доступность стиля и языка сказки,

- ее предикативность,

- семантическая неперегруженность,

- прямолинейность характера героя.

Именно поэтому сказка в увлекательной форме и доступной деятельностью позволяет решать важные коррекционные задачи: (рассказ с примерами)

1. Развивать фонематическое восприятие,

2. Работать над речевым дыханием,

3. Развивать мелкую артикуляционную и ручную моторику.

4. Формировать правильное звукопроизношение,

5. Совершенствовать слоговую структуру слов,

6. Автоматизировать вызванные звуки речи,

7. Вводить звуков в самостоятельную речь,

8. Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,

9. Формировать ГСР,

10. Совершенствовать связные высказывания,

11. (ОГ) И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интереснее для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок.

Попутно мы решаем воспитательные и развивающие задачи.

Для себя открывается возможность:

-выявить скрытые, травмирующие психику ребенка факторы,

-преподнести некоторые новые знания в форме сказки,

- использовать прием одушевления абстрактных символов (звуки, буквы, и т. д.) и создать образ сказочного мира, в котором они живут,

- давать определенные задания для выполнения, опираясь на сказку.

- углублять самопонимание ребенка, адекватность самооценки.

С этой целью мы (принципы):

- создаем положительный эмоциональный фон, поддерживающий интерес,

- усиливаем степень доступности задания,

- вырабатываем волевое настроение на преодоление возможных трудностей в работе,

- формируем новые речевые навыки и умения (в зависимости от содержания,

- устраняем вторичные негативные наслоения у ребенка с РН,

- стремимся привлечь к участию в коррекции речи, стимулируем самостоятельную работу над речью.

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:

Сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, м. е. психические процессы.

Через сказку ребенок наиболее полно может выразить себя, приблизиться к взрослому и открыть ему свой внутренний потенциал.

И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Публикации по теме:

Анкетирование родителей в конце учебного года позволяет получить оценку моей работы с ребёнком, выявить пожелания и интересы Уважаемые родители! Просим заполнить анкету, ответы на вопросы.

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 23:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Анна Янкаускайте в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД