Анна Янкаускайте
Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда».
В последние годы, к сожалению, наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом.
И наша главная задача – поиск эффективных приемов и методов предупреждения и устранения речевых нарушений. Для этой цели мы используем различные средства, но какие бы средства ни подбирались, главное, чтобы они были насыщены положительными эмоциями, предусматривали выполнение необходимых коррекционных задач в полном объеме и совмещали элементы других приемов с целью усиления их воздействия.
Публикация «Сказка как средство коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Не всегда традиционное оказывается результативным, наоборот они сложны и малоинтересны детям. Поэтому многие специалисты ищут новые нетрадиционные (оригинальные и непривычные) методы и приемы коррекционно- развивающей работы с детьми.
А что, как не сказка – один из самых доступных и понятных дошкольнику жанров литературы, обладает невероятной притягательной силой. Является самым древним психологическим и педагогическим средством, в наших руках способна преодолеть имеющиеся речевые нарушения, логофобии, дать детям возможность ощутить уверенность в своих силах, раскрепоститься.
Наблюдая за судьбами героев воспринимая их язык, ребенок учится решать актуальные для него в данный возрастной период проблемы. Сказка несет в себе культуру, мировоззрение своего народа.
Ее многогранность порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания. Сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами (Г. Г. Чебанян, Л. Д. Короткова, Т. А. Ткаченко, Е. А. Медведева, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Соколов, А. В. Гнездилова).
И в зависимости от назначения, цели воздействия на слушателя облекаются в разные понятия, такие как:
- сказкотерапия, через которую смягчается поведенческий негативизм у ребенка,
- психосказки используют психологи и
- логосказки используют логопеды.
В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя:
Дидактические сказки создаются педагогами для “подачи”учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.
Однако будем помнить о том, что разнообразные формы “обыгрывания” сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.
Сказки, используемые в работе учителя – логопеда, можно разделить на следующие виды:
1. Сказки для развития артикуляционного аппарата: это всевозможные сказки о веселом Язычке с включением артикуляционных упражнений;
2. Сказки при работе над постановкой звуков: это сказки о Ветерке и замке (ротовой полости, в которой он живет;
3. Сказки для автоматизации звуков, где произносятся и выделяются все слова с заданным звуком;
4. Сказки, используемые при знакомстве с буквами.
5. Сказки, способствующие развитию связной речи.
Специальной литературы в этой области недостаточно. Большая часть представлена в виде практических наработок и совершенно немного ссылок на исследования теоретической основы.
Этот недостаток усугубляется тем, что ребенок иначе воспринимает и взаимодействует со сказкой, чем взрослый.
Причина установления и поддержания контакта сказочного мира и внутреннего мира ребенка заключается в следующем:
- относительная простота сюжета,
- доступность стиля и языка сказки,
- ее предикативность,
- семантическая неперегруженность,
- прямолинейность характера героя.
Именно поэтому сказка в увлекательной форме и доступной деятельностью позволяет решать важные коррекционные задачи: (рассказ с примерами)
1. Развивать фонематическое восприятие,
2. Работать над речевым дыханием,
3. Развивать мелкую артикуляционную и ручную моторику.
4. Формировать правильное звукопроизношение,
5. Совершенствовать слоговую структуру слов,
6. Автоматизировать вызванные звуки речи,
7. Вводить звуков в самостоятельную речь,
8. Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас,
9. Формировать ГСР,
10. Совершенствовать связные высказывания,
11. (ОГ) И даже такое «скучное» занятие, как конструирование слов, словосочетаний и предложений станет намного интереснее для детей, если использовать для этого словесный материал из сказок.
Попутно мы решаем воспитательные и развивающие задачи.
Для себя открывается возможность:
-выявить скрытые, травмирующие психику ребенка факторы,
-преподнести некоторые новые знания в форме сказки,
- использовать прием одушевления абстрактных символов (звуки, буквы, и т. д.) и создать образ сказочного мира, в котором они живут,
- давать определенные задания для выполнения, опираясь на сказку.
- углублять самопонимание ребенка, адекватность самооценки.
С этой целью мы (принципы):
- создаем положительный эмоциональный фон, поддерживающий интерес,
- усиливаем степень доступности задания,
- вырабатываем волевое настроение на преодоление возможных трудностей в работе,
- формируем новые речевые навыки и умения (в зависимости от содержания,
- устраняем вторичные негативные наслоения у ребенка с РН,
- стремимся привлечь к участию в коррекции речи, стимулируем самостоятельную работу над речью.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
Сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, м. е. психические процессы.
Через сказку ребенок наиболее полно может выразить себя, приблизиться к взрослому и открыть ему свой внутренний потенциал.
И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.