Лариса Алексеева
Ситуация письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое задание.
Одним из важных приемов для развития речи детей является «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксическую структуру предложений, готовит ребенка к восприятию письменного текста в будущем.
Свою работу с детьми над новой формой речевого самовыражения я начала с выбора темы. Тема была выбрана не случайно. Мы работали тематическую неделю «Веснянка». Надо сказать, что я работаю во второй младшей группе, это дети от 3-х до 4-х лет. Я прочитала детям сказку К. Ушинского «Утренние лучи», использую фланелеграф, знакомила с героями. Сказка оказалась интересной каждому ребенку, и мы решили пофантазировать: кого же еще могла разбудить солнышко?
Публикация «Ситуация письменной речи» размещена в разделах
У нас в группе есть замечательный персонаж – игрушка Мишка, он просто сидит на стульчике на глазах у детей. Мишка никогда не учит детей, не делает замечаний, не дает оценок. Он всегда добрый, неумелый недотепа, которому дети всё объясняют, доказывают. Дети его учат. И вот мишке очень понравились рассказы детей о солнышке, которое кого то будило, но он не запомнил текст, забыл. А медвежата ждут, чтобы он им рассказал про солнышко. И мы решили помочь Мишке – я запишу рассказы детей, а Мишка прочитает их медвежатам. Нужно рассказать: когда солнышко проснулось? Кого оно разбудило и что тот стал делать?
Дети с удовольствием включились в эту ситуацию, т. к каждый хотел помочь Мишке, ведь его ждут медвежата с рассказами – это являлось главной мотивацией при выполнении упражнения. У ребят блестели глаза, группа затихала когда кто-то рассказывал. Дети понимали, что в «ситуации письменной речи» они становятся главными, а взрослый подчиняется логике их действий – это очень острое переживание. Дети поняли, что я проявляю интерес к каждому, что прежде чем продиктовать, они должны подумать над высказыванием.
Дети проявили огромный интерес к результату, когда я заканчивала читать рассказ, одни хлопали в ладоши, другие говорили: «Да, я так говорил!», «Это я так сказал!», улыбка не сходила с детских лиц. Это усиливает ощущение «превращения» устного в письменное. Даже мало-активные ребята нашли что сказать, так как упражнение вызвало речевую активность детей.
Рассказы детей мы вместе с родителями оформили в виде книже-малышек. Один папа набрал текст, а для оформления титульного листа был объявлен конкурс рисунков, по теме «Утренние лучи». Рисунки получились замечательные, яркие, красочные, с юмором. Тогда мы решили их использовать не только для обложки, но и для иллюстрации страниц книжки. Надо отметить, что родители были очень заинтересованы и активны. Они узнали своих детей с другой стороны – это были не просто малыши, а писатели-сказочники, фантазеры. Когда книжки были готовы, мы одну торжественно подарили нашему Мишке, чтобы он прочитал медвежатам, а остальные подарил детям. Родители рассказывали что дома дет просил вновь вновь прочитать, рассматривали картинки. Даже если ребенок что-то позабыл, на бумаге, в письменном виде, его слова сохранились. Дети это поняли. Я попросила родителей предложить дома записать рассказы детей о том, что интересного было в детском саду. Ни все конечно, но половина группы откликнулись, записывали за детьми дома. Ситуация письменной речи, организованная в семье, прекрасный способ развития отношений между родителям и детьми.
Я довольна результатом проведенной работы. По свидетельству доктора педагогических наук О. Ушковой в «ситуации письменной речи», т. е. когда ребенок рассказывает, а взрослый записывает, речевое поведение детей меняется. Ребенок невольно начинает говорить чуть медленнее, фразы становятся более длинные, более развернутые, появляются слова –связки, дополнительные определения, распространенные предложения. Ребенок интуитивно чувствует: письменная речь устроена более сложно. «Ситуация письменной речи» - прекрасное средство для развития устной речи, её самой сложной формы – монологчсеской.
Рассказы детей II младшей группы (от 3-х до 4-х лет).
Саша: Солнышко утром выглянуло, на рассвете, где-то в 6 утра. Оно разбудило белочку, белка стала чистить зубки, еще грызла орешки.
Никита: Солнышко встало утром, разбудило корову. Корова мычала: «Му-у, молока кому?».
Полина Р. : Утром проснулось солнышко, разбудило зайчат. Побежали они греться и собирать морковку.
Мира: Было утро. Солнышко проснулось, разбудило скворца своим лучикам за ноги. Скворец начал прыгать, зернышки клевать, потом полетел искать еду птенчикам.
Полина М. : Утром солнце встало, пригрело, разбудило петушка. Петушок проснулся и громко крикнул: «Кли-ки-ку».
Арина: Солнце в 4 встало, утром. Разбудило волка. Волк проснулся увидел зайчиков. Потом зайки испугались и убежали, а волк сонный.
Ксюша: Солнышко проснулось в 5 часов, утром значит. Оно разбудило ежика. Ежик проснулся, фыркнул и собирал грибы.
Дима: Утром проснулась солнышко, белку разбудило и зайчика. Они завеселились и стали гулять.
Влад: Солнце проснулось утром, пустило лучки и ежика разбудило. Он стал ловить мышей, утром было.
Алиса: Солнышко проснулось утром и разбудило корову, и она стала кричать «Му-у-у», травку ела сочную.