Людмила Бурдина
Системы современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как активных участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Системы современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как активных участников образовательного процесса
Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. Сухомлинский
Основными принципами ФГОС дошкольного образования являются
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество организации с семьей.
Публикация «Системы современных форм выстраивания партнерских отношений с родителями как активных участников образовательного процесса» размещена в разделах
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения.
Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того, чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Для многих коллективов дошкольных учреждений, и для нашего в том числе, актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.
По-моему мнению, родительский клуб, - как форма работы, наиболее соответствующая современным требованиям и позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада с семьей.
Цель деятельности клуба:
• Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи.
• Создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
• Гармонизация детско-родительских отношений.
Основные принципы работы клуба:
• Родители и педагоги – партнеры в воспитании и образовании детей.
• Единство целей и задач педагогов и родителей.
• Взаимное доверие и поддержка совместной деятельности.
• Анализ взаимодействия семьи и педагогов.
В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ, воспитатели и родители воспитанников, сами дети. Основой взаимодействия с семьей является создание благоприятных условий для полноценного социального становления, развития и воспитания детей.
Новизной и отличительной особенностью клуба «Семья от А до Я» является вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ как равных партнеров, создание условий для обмена семейным опытом, а также формирование семейных традиций на позитивном эмоциональном фоне в семье.
Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей по результатам анкетирования в конце учебного года. Тематика клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.
Беседа, легкий музыкальный фон, атмосфера игр – все это оказывает содействие эмоциональному раскрепощению родителей, что предоставляет возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания.
В рамках клуба проходят семинары – практикумы, деловые игры, мастер-классы, семейные чтения, в ходе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы.
Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги и практические занятия совместно с детьми.
В целях повышения активности родителей в работе клуба большая роль отводится наглядной информации :
- буклеты по темам, которые обсуждаются в рамках клуба;
- памятки, советы-подсказки, помогающие подумать, порассуждать, выбрать верное поведение, решение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей.
В работе клуба педагоги реализуют различные методы:
• Метод проблемной постановки вопроса.
• Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, собственной педагогической деятельности, применение домашних заданий.
• Метод анализа. Основным методом формирования родителя как партнера – является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки, все это формирует ответственную родительскую позицию, повышает активность участников клуба, актуализирует знания, помогает посмотреть на ситуацию глазами ребенка, понять его.
• Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогатить арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком.
• Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба.
В конце учебного года, на итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в вопросах воспитания и развития ребенка, в его духовно-нравственном становлении.
В целом, общение в непринужденной, эмоционально-насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, родителей и детей. Дает возможность открыто выражать собственное мнение, делиться радостями и разочарованиями семейных взаимоотношений. Мамы и папы видят собственного ребенка в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и особенности, видят проблемы.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.