Нафисет Часабиевна Костокова
Система работы в группе по формированию навыков ЗОЖ
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы в группе по формированию навыков ЗОЖ
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни». Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу : утренняя гимнастика; корригирующая гимнастика после сна; спортивные игры; спортивные досуги, праздники; подвижные игры на прогулке. Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы : дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей: игровые; сюжетные; эстафеты-соревнования. Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Используются следующие методические приё мы: рассказы на тему: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком!Босиком!», А. Иванова «Как Хома зимой купался»; беседы воспитателя: «Как можно заботиться о своем здоровье», «Полезно - не полезно», «Как нужно закаляться», «Личная гигиена», «О здоровой пище»; заучивание стихотворений: В. Бойчука «Ем я много витаминов», «За осанкой ты следи», «Чтобы мне здоровым быть», «Ты расческу уважай», «О Зубках»; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций: «К нам пришел Незнайка», «Полезная и вредная еда», «Мой день»; сюжетных, предметных картинок: «Найди пару», «Этикет – школа изящных манер», «Отгадай загадку по картинке», «Мой день», «Наши помощники растения», «Как вырасти здоровым»; сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Игрушки у врача», «Вымоем куклу»; дидактические игры: «Азбука здоровья», «Сложи картинку», «Поможем Мойдодыру»; подвижные игры: «Жмурки», «Запомни движение», «Ручеек», «Цветные автомобили»; - пальчиковая и дыхательная гимнастика: «Ракета», «Котята», «Самолеты», «Надуй шарик», «Паровоз с грузом», «Пузырь», «Зайка и барабан», «Семья», «Кулачки»; самомассаж: «Ручки греем», «Мельница», «Человечки», «Озорные мишки», «Дождик», «Наши ушки», «Наши глазки»; физкультминутки: «Дети вышли по порядку», «Зарядка», «Каждый день по утрам», «Хомка». Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения; Изготовление нестандартного физкультурного - оборудования, например в нашей группе сделала коврик для профилактике плоскостопия. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые необходимо активно используются в работе по формированию ЗОЖ. Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.