Виктория Зыгалова
Опыт работы «Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
Задачи:
Формировании основ экологического мировоззрения;
Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилам поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе,
бережное отношение к ней;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов,
воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической
культуры на уровне детей : воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
Формирование знаний о природе;
Развить познавательную, творческую, коммуникативную активность детей в ходе экологической деятельности;
Воспитать чувства бережного отношения к природе.
Обеспечение непрерывности экологического образования в системе : ДОУ – семья.
Ход работы:
Слайд 1
Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Слайд 2
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Важный аспект в решении вопроса сохранения природы – экологическое воспитание всего населения, начиная с подрастающего поколения. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нём.
Слайд 4
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.
Слайд 5
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологического воспитания личности. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы. Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, НОД ребенок развивается всесторонне, у него воспитываются многие положительные качества.
Наш детский сад не имеет приоритетного направления работы по экологическому воспитанию, но в рамках реализации основной общеобразовательной программы работа в этом направлении ведется. Экологическое воспитание дошкольников реализуется согласно программе «От рождения до школы», которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Система работы по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации экологического образования. При формировании основ экологической культуры дошкольников, коллектив нашего детского сада поставил перед собой задачи,
Слайд 6
направленные на то, чтобы показать детям, что в природе все взаимосвязано, и, зная эти связи, можно использовать природу разумно и бережно. Помочь детям научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (правила поведения в природе).
Для успешного решения поставленных задач педагогическим коллективом ДОУ, прежде всего, было создано экологическое пространство.
Слайд 7
Одно из важных условий воспитательно – образовательной работы по экологическому образованию дошкольников – правильная организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении.
Среда в нашем дошкольном учреждении способствует:
• познавательному развитию ребенка
• эколого-эстетическому развитию
• оздоровлению ребенка
• формированию нравственных качеств
• формированию экологически грамотного поведения.
Развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. В каждой возрастной группе имеется миницентр по экологии в соответствии с программой ДОУ и возрастом детей :
Слайд 8
- Уголки природы которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. В них имеются комнатные растения в соответствии с программными требованиями.
Слайд 9
- Зона экспериментирования: создана в группах для проявления инициативы ребенка и самостоятельных исследований. Центр воды и песка. Предназначен для экспериментирования с водой и песком, для снятия статического и эмоционального напряжения, развития моторики рук.
Слайд 10
- Огород на окне - создается в каждой возрастной группе для наблюдений за ростом растений. Растения которые выращиваются в нем зимой, ребята с удовольствием, пересаживают их на огород на территории ДОУ где продолжают наблюдать за их ростом и ухаживать за ними.
Слайд 11
Работу по формированию экологической культуры ведем по разным направлениям:
• Работа с детьми - это специально-организованные занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, прогулки, эксперименты, самостоятельная деятельность, совместная работа педагога с детьми, игры, которые помогают решать задачи экологического воспитания;
• Работа с педагогами - консультации, открытые занятия;
• Работа с родителями - консультации, анкетирование, родительские собрания, беседы, проведение разнообразных конкурсов и выставок, оформление информационных стендов, буклетов, памяток.
Слайд 12
В работе с детьми используем различные формы и методы воспитания экологической культуры, которое обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми, содержания знаний о природе. Это занятия, экскурсии, труд и наблюдение - игровые моменты, дежурство в уголке природы, работа с календарем погоды.
Процесс формирования знаний, умений и навыков длительный, на одних занятиях идёт формирование - первичных знаний о природе. С этой целью используем наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов. На других занятиях - углубляем, расширяем и конкретизируем знания.
Используем наглядный метод наблюдения - рассматривание картин, иллюстрации. Я считаю, что наглядный метод соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.
Словесный метод - это рассказы о предметах и явлениях природы, художественная природоведческая литература о природе. Этот метод помогает формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практический метод - это игра, экспериментирование, элементарные опыты, моделирование. Использование этого метода позволяет мне уточнить представления, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний.
Особое место в своей работе мы отводим - наблюдениям и экспериментированию. Экспериментируем мы как на занятиях, так вне занятий, большие возможности для экспериментирования нам предоставила природа. Мы с детьми провели ряд опытов, из которых мы узнали о свойствах природных материалов, например опыты с песком : «Свойства мокрого песка», «Почему сухой песок просеивается, а глина нет?», проводим опыты : «Почему дует ветер?». Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира. Дети умеют самостоятельно замечать и называть явления природы и делать простые выводы: снег тает, потому что на улице стало теплее; льдинки тают, потому что греет солнышко. В процессе наблюдения отмечаем, что чаще светит солнышко, становится теплее, снег тает, текут ручьи, появляются первые листочки на деревьях, на клумбах начинают распускаться цветы. Продолжается знакомство с птицами: грачами, скворцами; рассматриваются жучки и бабочки. Предлагается детям поиграть: полетать, как жучки и бабочки. Птицы громко поют – радуются весне, воробьи купаются в лужах. Детям слушают щебет птиц: чему они радуются? Весне, солнцу, теплу. Вспоминаем и читаем стихи о весне. В это время можно провести опыт наблюдения, который проводится в группе: несколько веточек деревьев ставим в емкость с водой и наблюдаем за набуханием почек и распусканием первых листочков. В этой работе дети принимают активное участие.
Слайд 13
Большое внимание уделяется общению с природой, организации различных форм работы во время прогулок, экскурсий, в том числе на экологической тропинке, находящейся на территории детского сада. Организацию работы по формированию экологической культуры мы выполняем на участке, где проходят ежедневные прогулки. На участке детского сада мы организуем, ежедневные наблюдения за природой, во время наблюдения дети многое узнают о жизни растений, животных, птиц, любуются красотой природы во все времена года.
Впечатления, которые получают дети от общения с природой, способствует формированию любви к природе, интереса к окружающему миру. Мы имеем возможность, приобщать детей к труду в цветнике и на участке. В осенний период мы с детьми проводили очистку цветника от засохших стеблей и опавших листьев. При этом дети узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, учатся бережно и заботливо относятся к природе.
В любое время года на нашем участке можно наблюдать птиц. Большое разнообразие пернатых в зимнее и весеннее время года. Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.
Слайд 14
Для расширения знаний детей была разработана экологическая тропа.
Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая экологическую тропу, старались использовать как можно больше интересных объектов: различные
деревья, кустарники разных пород, разного возраста, формы. Проводили наблюдение с детьми за муравьиными дорожками и их ходами, за бабочками, божьей коровкой, кузнечиками, стрекозами, гусеницами. Загадываем загадки, читаем стихи, рассматриваем через лупу, сколько у них ножек. Есть у нас на участке небольшая полянка с лекарственными растениями: подорожник, ромашка, одуванчик, пастушья сумка, рассказываем, почему они называются лекарственными. На прогулках знакомим детей с изменениями в природе по сезону. Организуя игры с природными материалом (песок,вода, снег, листья, плоды, знакомим детей со свойствами песка, земли, снега, льда, воды. Очень радует глаз цветущие растения на клумбах, которых у нас на территории очень много. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают, опрыскивают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.
Слайд 15
Также в своей работе воспитатели постоянно используют дидактические игры с экологическим содержанием «Найди по описанию», «Узнай и назови», «Вершки корешки», «Что где растет?», чтение художественной литературы. После прочтения произведения детям, проводим беседу, задавая вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.
Слайд 16
Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу.
Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую, коммуникативную.
Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. Нашими педагогами разработан ряд проектов «Комнатные растения», «Наши зеленые друзья», «Огород на окне».
Слайд 17
Гармонично сочетается экологическое воспитание с изобразительной деятельностью: это закрепление материала экологических знаний в рисовании и лепке, это работа с природным материалом, оформление раздевальных в группах коллективными коллажами и многое другое.
Слайд 18
Особое место и роль в работе с детьми, занимает организация в ДОУ природоохранных акций: «Сухая веточка», «Поможем деревцу!», «Помоги птицам» и т. д., цель которых, способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, осмыслению у дошкольников разных аспектов взаимодействия человека с природой.
В рамках акций проводится трудовой десант (трудовая деятельность детей, с целью привлечения их к оказанию практической помощи объектам живой природы) Это позволяет решать не только воспитательные задачи, но и формировать у детей положительное отношение к природе.
Слайд19
Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, — праздники. Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т. к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.
Слайд 20
Работа по экологическому воспитанию строится в тесной взаимосвязи
всех педагогов и специалистов, которую организует воспитатель по
экологическому воспитанию. Планомерная работа с педагогами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах, практические занятия в нетрадиционной форме, викторинах. Наиболее эффективными формами работы с педагогами считаем беседы за «круглым столом», где решаем педагогические ситуации, даём советы по изготовлению дидактических игр и пособий, вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий, высокие результаты в работе с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации практических заданий, педагогические проекты, педагогические ситуации).Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.
Слайд 21
Вся работа по экологическому воспитанию детей в ДОУ строится в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека. Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах Успех в работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста может возникнуть только при тесном взаимодействии с родителями, поскольку знания, которые дети получают в детском саду, должны обязательно подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для расширения представлений об окружающем мире, провожу для них консультации, беседы, анкетирование.
Слайд 22
Как результат проведенной работы с родителями в детском саду ежегодно проводится выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия», «Осенний букет», «Мастерская Деда Мороза», где дети совместно с родителями изготавливают поделки из природного материала. Детей это очень радует и забавляет.
Слайд 23
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию». Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.
Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Слайд 24
Наша система работы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время.
Слайд 25
А самое главное, научить их любить и беречь все то, что создано природой.
Хочется верить, что любовь к природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Слайд 26
Слайд 27