наталья одинцова
«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка Одинцовой Натальи Михайловны
МБДОУ комбинированного вида «Теремок»
Пос. Шаранга, Нижегородской области.
«Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста.»
Актуальность проблемы.
Жестокость общества, детская жестокость шокируют. Показатели детской, подростковой преступности растут год от года. Болезнь общества, семьи травмирует психику детей. Тревожность детей выражается в повышенной агрессивности или зажатости. Назрела необходимость разработки программ, методических пособий по нравственному воспитанию дошкольника, коррекции искалеченных детско-родительских отношений, хотелось давно собрать наработанный материал в одну систему.
Публикация «„Система работы по осознанию нравственных норм и развитию социальной чуткости у детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Цель: Знакомство детей с нормами нравственного поведения. Знакомство семьи с методами воспитания социальной чуткости и саморегуляции поведения у дошкольников старшего возраста. Формирование у детей «нравственной шкалы отношений»,с помощью которой ребенок может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, создание условий перехода знаний в поведение детей.
Этапы.
1. Понятия о нравственной норме - нет, ребенок выбирает нравственно неодобряемый способ поведения.
2. По каждому нравственному понятию норма в поведении ребенка проявляется -как внешний фактор :по подражанию или под контролем взрослого. («лена так сделала» или «я поделилась, потому, что накажут»).
3. Ребенок осознает норму, его поведение обусловлено мотивами, независящими от оценки взрослого.
Перспективный план.
1.На 1-м этапе -Социализация-присвоение общественного опыта, помощь детям в осознании нравственной нормы, ее целесообразности и необходимости.
На 1-м этапе проводятся комплексные игровые занятия -путешествия, где дети знакомятся с основными полярными нравственными понятиями. Для ожидания чего-то интересного использую прием «завтрашней радости»-авторское пособие «золотое крылечко»,на которое приходят сказочные герои.
Темы путешествий.
А). Лень- трудолюбие.
«Как живется в стране бездельников?»(В группе заранее навожу беспорядок: на полу бумажки, игрушки раскиданы, стулья опрокинуты. Приходят куклы, сшитые своими руками -рукодельница и ленивица.)
На крылечко золотое рукодельница пришла,
И в страну «Трудолюбивых» нас с собою позвала,
Ну а вот, за нею следом, и ленивица идет.
А она нас с вами, дети, в страну «Бездельников» зовет.
Дети группируют иллюстрации по2-м коробочкам :а).-Страна Бездельников б).-Страна Рукодельниц. (Иллюстрации -сломанный забор, на столе -грязная посуда, стулья без ножек, рваные брюки, платья, девочки. грязными лицами, мусор на полу и т. д. —И то же самое, но все отремонтированное, чистое, зашитое). Читаю стих.
Все пропадает у девочки Вали, утром у Вали перчатки пропали.
Их дедушка ищет на кухне, в чулане, а бабушка ищет у Вали в кармане.
Их нет под плитою, где варится ужин. зато под плитою башмак обнаружен.
Быть может, упали они за буфет? Там Валины туфли,перчаток там нет.
Сестра говорит: «Загляну под кровать я». -Там Валина кукла и Валино платье.
Вдруг мама воскликнула: «Вот они, Валенька!»И вынула обе перчатки из валенка.
Подвожу к выводу : Кто бросает вещи в беспорядке, с тем они потом играют в прятки.
Читаю стих. «Мама приходит с работы».
Предлагаю помочь маме, навести порядок. Дети прибираются, подметают. Подвижная игра: «Мы –пылесосы».
Б). Жадность-щедрость.
На крылечке золотом тут Глиняшка сидит, исподлобья он глядит, ничего не говорит.
Много у него игрушек -никому не даст играть, только смотрит-
Где бы что бы у кого бы отобрать.
Идем в страну «Жадных». Встречаем мальчика, сидящего и обнимающего свои игрушки.
-Есть у Вити новый мячик, конь, лопата и ружье,
Держит он свои игрушки и кричит «Мое! Мое!»
Говорит ему Наташа «Есть матрешка у меня.
Разреши моей матрешке сесть на твоего коня.
Поиграй с моей посудой. Хочешь, с мишкой поиграй.»
Витя ей сказал «Не буду, отойди, не приставай,
Ничего тебе не дам, я во все играю сам!»
«У меня»,-сказал Сережа, есть автобус голубой,
А давай мы ненадолго поменяемся с тобой.
Я возьму ружье и мячик, ты автобус покатай.»
Но ответил хмурый мальчик: «Отойди, не приставай.
Ничего тебе не дам, я во все играю сам!»
Есть у Вити балалайка, хитрый клоун, серый слон,-
У него игрушек много, отчего же скучен он?
Все, что только захотите, вы найдете у него,
Отчего ж друзей у Вити не найти ни одного?
Разучивание сценки: «Пес шагал по переулку».
Предлагаю показать, как обидно было тем, кого он не угостил.
А почему так весело тем 2-м зайцам? Читаю потешку.
Заяц Прошка с другом Тимошкой,
Выйди на дорожку в поле -за морошкой!
Побежали братцы-зайки через пни, через лужайки.
Выйдут на дорожку, наберут морошки.
И поделятся со всеми-всем понемножку!
(Дети собирают ягоды и раздают всем без объяснений.)
В).Лживость- правдивость.
На крыльце у нас сегодня хитрая лиса сидит.
Виновато наклонилась, ничего не говорит.
Врать, конечно, очень плохо, кого обманула лиса -пройдоха?
Он зубами щелк да щелк, ну,конечно, это волк!
Вспоминаем сказку «Лиса и волк»,дети жалеют волка, подвожу к правилу: «Сделал плохо -извинись!» Чем вам нравится эта девочка на картинке?
Читаю стих---Вот те на! Разбила чашку. На кого бы мне соврать,
На Валерку иль не Машку или просто убежать?
Врать, хитрить и отпираться -это плохо, говорят.
Нет уж лучше мне признаться, пусть немного побранят!
Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа подумал, взглянул им в глаза. И робко и тихо «Простите!»-сказал.
И мама молчит, улыбается даже, -мы купим другую, есть лучше в продаже!
«Простите»,-что в этом слове такого? А вот ведь какое чудесное слово!
Пословица: «Повинную голову и меч не сечет.»
Читаем рассказ Носова «Огурцы»(Без разбора).
4).Милосердие-жестокость.
На крылечко золотое к нам Аленушка пришла.
Поискать своего братца нас с собою позвала.
На крылечке сидит Аленушка, плачет, потеряла братца, просит поискать. Идем в лес. В лесу кто-то плачет. А! Это же березка из сказки Толстого «Топор».Поможем березке?
Рисуют много березок -агрессивные дети -по точкам фломастером, а застенчивые -краской -ствол снизу вверх, как они растут из земли. Получился березнячок. Идем по нему, из-за камушка выскакивает лягушонок, он сидел и ждал там (гиперактивный ребенок, тормозя желание выскочить игровой задачей)
Лягушонок прыгал по дорожке и о камушек поранил ножку.
Ой, ой, ой! заплакал лягушонок, голосок его был слишком тонок.
Мы подорожник к ранке приложили и его погладить поспешили.
От радости он превращается в Иванушку. Аленушка рада, достает из-под камушка ключ, идут, находят сундук. Он откроется, если мы отгадаем загадки. (замочки с заданиями -проблемными ситуациями,Дети отгадывают. Замок открывается. Милые сердечки ваши умеют жалеть другого. В сундуке -настоящий щенок! Этого щенка злые люди выбросили в контейнер, а милосердный -взял и выкормил его из шприца молоком и теперь он перед нами! Ему негде жить. Я вижу много милых сердечек, но надо посоветоваться с мамой, чтобы взять его к себе. Договорились?
5).Трусость-смелость.
Актуализация страхов. помочь ребенку осознать свои страхи, в игре с ними сделать их привлекательными.
Читаю былины об Илье Муромце и соловье-разбойнике. (заранее).
На крылечко золотое Илья-Муромец пришел.
Нас с тобою он сегодня в сказку страшную повел
Хочет вместе с нами наши страхи победить
Чтобы храбрыми мы стали, было весело нам жить!
Он принес ковер-самолет.
Летим. Свет гаснет. Под ногами -змеи, скорпионы. Что делать, тут опасно!
Вспоминают правила поведения с опасными животными. Идем дальше.
Впереди у нас река Нил, в ней- огромный крокодил. Он лежит, молчит -потому,что крепко спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, что же будет…
Подвижная игра «Убежим от крокодила».(на гимн. лестницу.)
Идем дальше. Подходим к столу, на нем –бумага,краски, кисточки карандаши и фломастеры
Илья Муромец просит детей освободить животных, которых поймал Кащей, это можно сделать, если посадить свои страхи в клетку. Сначала рисуем то, чего мы боимся, а потом вокруг этого делаем клетку. Рисуем на фоне тревожной музыки.
Воспитатель читает стихи:
Лунной ночью страх гулял и мышонка напугал.
Напугал он лягушонка и барашка, и цыпленка.
Долго-долго над горой этот страх кричал совой.
Ну а ночью этот страх в темных прятался кустах.
Снова светлый день настал,и куда-то страх пропал.
Дети сажают свои страхи в клетки-то есть-рисуют клетки вокруг того, что они нарисовали.
Выходят освобожденные животные. Дети, вместе с Ильей Муромцем, на ковре-самолете возвращаются назад.
2.На 2-м этапе -индивидуализация -постановка мотивов нравственного поведения, формирование личностно-значимых нравственных ориентиров и навыков их эффективной реализации в общении, в игре, упражнение в способах поведения в разных ситуациях.
Чтение,игры - иммитации, ролевые игры, этюды психогимнастики на выражение чувств вины и стыда, показ кукольного театра, записи и рисунки в «Дневнике моей жизни»,помогающие осознать. отрефлексировать свои чувства (чего я боюсь, каким я буду, что я делал плохого, когда еще не знал. как надо поступить правильно. ,подвижные игры( «спасатели», «пугало», «привидение», «прятки в темноте», «ищем клад», «найди и промолчи», гимнастика «зеркало» и др. ,игровые приемы во время уборки-«пылесосы и пылинки», «подъемные краны» и др., игровые упражнения, просмотр м/ф на нравственные темы, вхождение в картину, проблемные ситуации, ситуативные разговоры, формулировка правил воспитателем во время режимных моментов (каждой вещи -свое место,кто как обзывается, тем и называется, лучше помириться, чем всегда сердиться и т. д. ,демонстрация воспитателем во время игры моделей нравственного поведения. Кроме того можно использовать работу с изобразительными материалами, снимающими агрессивные проявления у детей -рисование по точкам, закрашивание мелких изображений карандашами.
Консультации с родителями.
а). «Жадность и щедрость.»б). «Виды и причины детской лжи».в). «Что должен уметь ребенок 5-7 ми лет» г). «Пальчиковые игры для агрессивных и застенчивых детей». д). «Переживание сладкого ужаса -путь избавления от страхов». Е). «Ссоры детей и их предупреждение».
3.На 3-м этапе -творческое применение навыков нравственного поведения. В сочинении сказок, в повседневной жизни, поощрение инициативности в нравственном поведении, закрепление их во время специальных заданий на утренниках. во время игр, НОД.
Ожидаемые результаты.
Диагностика- «Признаки социальной чуткости».
1. Осознание нравственной нормы, суждения на тему добра, справедливости, милосердия.
2. Умение извиняться и принимать извинения.
3. Умение сочувствовать, пожалеть, утешить.
4. Умение заступиться за обиженного, не промолчать, если видит несправедливость.
5. Любознательность,активность,интерес к миру, вопросы о мире людей.
6. Умение быть занятым, находить себе дело.
7. Умение вести диалог со сверстником, взрослым, слышать другого, договариваться.
8. В меру бережное отношение к вещам (не поклонение и не разрушение,правило-«изломал –почини!».
9. Иннициативность в труде, умение видеть затруднения товарища, приходить на помощь.