Светлана Осокина
Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы.
Во-вторых, принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, который введен в действие с 01.01.2014г.
Публикация «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на улицах города» размещена в разделах
Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми. Содержание ООП должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Все эти изменения поставили педагогов ДОО перед необходимостью по-новому выстраивать образовательное пространство.
Наше Учреждение работает по основной образовательной программе МБДОУ д/с № 17 «Ягодка». Достижение целей и задач образовательной программы осуществляется с помощью авторской комплексной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Одним из приоритетных направлений работы в ДОО является «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (одно из направлений Области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО).
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
патриотическое воспитание
трудовое воспитание
развитие игровой деятельности
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Постоянная непрерывная работа по всем четырем направлениям данной области способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и стремиться к их выполнению.
Более подробно я остановлюсь на одном из направлений образовательной области – «Формирование основ безопасного поведения», а точнее – безопасного поведения на улицах города.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Актуальность темы.
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Принципы организации образовательного процесса:
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции. \
Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности, в т. ч. на улицах города.
Работа с педагогическим коллективом;
Работа с родителями;
Работа с детьми;
Работа с социальными партнерами.
Задачи:
создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
организовать развивающую предметно – пространственную среду в ДОО по проблеме БДД.
привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.
Работа с педагогическим коллективом.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей:
создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, проводится диагностика знаний педагогов по теме;
подбирается методическая литература для воспитателей, рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды по теме;
проводятся консультации, беседы, педсоветы, диспуты, деловые игры, анкетирование, семинары-практикумы, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, методические недели;
обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности;
нормативно-правовое обеспечение и изучение новых документов.
Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании.
Работа с родителями воспитанников.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОО. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Работа с родителями включает в себя:
разработку плана сотрудничества с семьей по данной проблеме;
анкетирование, опросы: «Мой взгляд на безопасность», «Причины дорожно-транспортных происшествий» и др. ;
размещение информации о безопасности воспитанников на сайте нашего дошкольного учреждения;
ознакомление родителей с паспортом безопасности ДОО, с пропускным режимом, так же информирование о наличии охранной системы («Тревожной кнопки» и «Системы автоматической пожарной сигнализации»).
Возможны следующие формы работы педагогов с родителями:
организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);
организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);
проведение консультаций, семинаров, вечера развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями разработаны проекты по основам безопасности жизнедеятельности.
Работа с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения на улицах города.
Она реализуется путем решения нескольких задач:
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения на улице;
формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города ведется в нашем ДОО в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дорогах города.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на дорогах города играют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии, с их помощью воспитатели осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:
воспитательные,
развивающие,
обучающие.
Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности :
микроклимат в ДОО;
РППС;
игровая среда.
Формы организации деятельности детей дошкольного возраста :
организованная образовательная деятельность детей (НОД, открытые просмотры);
совместная деятельность взрослых и детей (досуги, развлечения, игры, и пр.);
свободная самостоятельная деятельность (в оборудованных центрах БДД, макеты, лэпбуки).
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО по формированию основ безопасного поведения на улицах города.
Первый этап - это диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения на дороге, есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может опереться воспитатель:
Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний;
Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на дорогах;
Четвертый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки;
Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасного поведения на дороге. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Планирование воспитательно-образовательной работы основывается на следующих принципах:
развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки;
соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина).
Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации;
При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.
В соответствии с программным содержанием в нашем ДОО реализуются шесть основных направлений программы:
Ребенок и другие люди;
Ребенок и природа;
Ребенок дома;
Здоровье ребенка;
Эмоциональное благополучие ребенка;
Ребенок на улицах города.
Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.
С формированием знаний, умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания на улице, в т. ч. в отсутствии взрослых. Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых. Знакомя детей с художественными произведениями, педагоги обращают внимание на умение встать на позицию другого человека, выбрать социально-приемлемую в данной ситуации линию поведения, поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.
Основным содержанием образовательной деятельности нашей ДОО является разработка проектов, таких как «Дорожная грамота», «Азбука безопасности», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др.
Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил (дорожного движения, от гигиенических правил и др., от умения предвидеть и избежать возможную опасность.
Работа с социальными партнерами.
В работе по профилактике ДДТТ наш детский сад активно сотрудничает с социальными партнерами:
ГИБДД
Детская библиотека
Кстовский краеведческий музей
МБОУ СШ № 5
МБДОУ д/с № 20
Театральные коллективы
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.
Заключение.
Воспитание безопасности - проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей
Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М. : Просвещение, 2004.
3. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах Дорожного движения. М. : просвещение, 2005- 63с.
4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. М. : Издательство Мозаика — Синтез, 2009.
5. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015- 112с.
6. Наглядно-дидактическое пособие «История светофора». М. : Мозаика-Синтез, 2016
7. Т. А. Шорыгина «Беседа об основах безопасности с детьми». М. : ТЦ Сфера, 2009