Марина Новопашина
Система оздоровительной работы с дошкольниками посредством использования методов коррекции плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек – высшее творение природы,
но для того, чтобы наслаждаться
её сокровищами, он должен отвечать,
по крайней мере, одному
требованию – быть здоровым» А. А. Леонов.
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не задумываетесь о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети. А на сегодняшний день, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, состояние здоровья дошкольников ухудшается.
Публикация «Система оздоровительной работы с дошкольниками посредством использования методов коррекции плоскостопия» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
В связи с этим возросло значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях детского сада, где ребенок находится практически ежедневно, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Академик Николай Амосов выделил четыре условия сохранения и укрепления здоровья: физические нагрузки, ограничение в питании, закалка и умение отдыхать. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника, а ведь это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет.
Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям.
Для массовых обследований дошкольников наиболее удобна оценка плантограммы по методу В. А. Яралова-Яралянца.
Тестовое обследование детей 5-6 лет проводим в начале каждого учебного года, совместно со старшей медицинской сестрой.
С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, провожу занятия кружка «Веселые ножки», упражнения выполняются босиком.
На занятиях используется оборудование - ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, веревочная лестница, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, маты, специальные тренажеры.
Кроме того, в теплое время года использую природно-оздоровительные факторы : босохождение по грунтовым дорожкам из песка, керамзита, гальки, мелкой щебенки, травы.
Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и составляет от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. С целью создания положительного эмоционального фона дети выполняют упражнения под музыку.
Кроме того используются наглядные пособия - различные картинки, игрушки, рисунки, а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса.
Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями и педагогами. Поэтому все мероприятия, направленные на коррекцию и профилактику плоскостопия у детей, проводятся только с согласия родителей.
Разрабатываю комплексы коррекционно-оздоровительной гимнастики для занятий в домашних условиях. Родители приглашаются на День открытых дверей, Дни здоровья, где получают дополнительную информацию. Результаты работы демонстрируются на открытых просмотрах организации физкультурной работы с детьми, на физкультурных и спортивных праздниках, спортивных досугах, олимпиадах.
Разработаны памятки – рекомендации, оформлены консультации, ширмы по оздоровлению детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата и по здоровому образу жизни в семье. Все проводимые с детьми мероприятия позволяют обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях детского сада, семьи и школы.
В своей практике использую опыт Е. И. Зуева - тренера массажиста восстановительного центра Санкт-Петербургского театра оперы и балета.
Растяжки основаны на естественном движении. Это оригинальная форма физических упражнений, весьма перспективная для работы с детьми дошкольного возраста.
Цель растяжек - гармоничное, естественное развитие и укрепление систем и функций организма.
Регулярное применение растяжек укрепляет мышечно-связочный аппарат рук, ног и туловища. Восстанавливает гибкость суставов и позвоночника, повышает работоспособность, снижает психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Поэтому в своей практике использую некоторые упражнения до и после сна, в качестве физкультминуток, повторяя 2-3 раза. Особым видом растяжек являются групповые растяжки, когда упражнения выполняются в группе из 3-5 детей.
Классики - это самая распространенная игра среди детей, которая помогает не только укреплению связочно-мышечного аппарата ног, развитию навыков передвижений, тренировке зрительного анализатора, но и обучению координации, увеличению силовой выносливости мышц.
Классики многофункциональны, их можно использовать не только на улице, но и в помещении, оформив их на полу в приемной и игровой комнатах.
При поступлении ребёнка в первый класс, окружающая среда резко меняется, и поэтому перед педагогами школы стоят первостепенные задачи:
- сберечь здоровье ребенка;
- помочь ему легко и безболезненно адаптироваться к новым условиям;
- продолжать работу по коррекции ОДА.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский