Розалия Дильмухаметова
Система информационного обеспечения работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе повышения квалификации
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной
категории
Дильмухаметова Р. Р.
Современное дошкольное образование требует от воспитателей не только
глубоких знаний в области педагогики, но и умения использовать различные технические средства для обеспечения эффективного образовательного процесса.
Современные информационные технологии все больше и больше
внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной
культуры. Насущной потребностью в учебно-воспитательной работе
современного образования стало применение технических средств обучения (ТСО). В наше время становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ТСО.
Творческий характер современного производственного процесса,
который предъявляет новые требования к работникам, какое бы место они в нем ни занимали. Именно экранно-звуковые средства обучения благодаря их власти над временем и пространством, безграничным возможностям проникновения в мир невидимого, способности наглядно отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их оказались наиболее пригодными для современного процесса обучения и воспитания.
Привлечение ТСО открыло новые возможности для поискового,
проблемного, исследовательского метода обучения. Изменение места и роли различных источников знания и образования. Наряду с книгой - главным источником знания и образования - на духовное и умственное развитие ребенка все сильнее влияют радио, кино, телевидение. Необходимо найти разумное и педагогически обоснованное соотношение информации, получаемой с помощью технических средств обучения, с той, которую ребёнок получает в процессе общения с природой, чтения, экспериментирования и т. п.
Научно-технический прогресс требует от каждого участника
производства постоянного повышения общего культурного уровня и
квалификации.
Наиболее массовым средством образования становятся телевидение, кино и радио, но методы и формы работы с теле- и радиоинформацией не идентичны тем, что веками культивировались в процессе самостоятельного чтения литературы.
Система информационного обеспечения работы в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ) включает в себя разнообразные
технические средства, которые способствуют развитию детей, их
познавательной активности и социализации.
В данном реферате мы рассмотрим виды технических средств обучения,
используемых в работе ДОУ, их применение на занятиях, а также
использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
образовательном процессе.
В дошкольном образовании широко используются технические средства обучения.
Технические средства обучения — это устройства, помогающие воспитателю обеспечивать воспитанников учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Существуют следующие виды ТСО:
-технические средства передачи информации (диапроекторы, магнитофоны);
-тренажёрные (для обучения и самообучения);
-вспомогательные (радиомикрофоны, усилители);
-музыкальные центры (аудиосистемы, проигрыватели, кинопроекторы (домашний кинотеатр) телевизоры и т. п. ;
-комбинированные технические средства (универсальные) компьютерные системы (локальная сеть) [1].
Так же технические средства обучения в дошкольных образовательных учреждениях можно классифицировать на несколько категорий:
-Аудиовизуальные средства;
-Звуковые устройства;
-Компьютерные технологии;
-Игровые и развивающие материалы [2].
Аудиовизуальные средства, такие как проекторы, интерактивные доски и мультимедийные комплексы, позволяют визуализировать учебный материал. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, которые лучше воспринимают информацию через зрительные и слуховые каналы. Например, использование интерактивной доски позволяет вовлечь детей в процесс обучения через игры и задания, что способствует более глубокому усвоению материала.
Звуковые устройства, такие как магнитофоны и музыкальные центры, могут использоваться для создания музыкального фона на занятиях. Музыка играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка, а также способствует формированию слуховых навыков. Воспитатели могут использовать звуковые записи для проведения музыкальных занятий или создания атмосферы во время игр.
Компьютерные технологии становятся все более распространенными в дошкольном образовании. Использование ноутбуков и планшетов позволяет детям взаимодействовать с обучающими приложениями и играми, развивая при этом различные навыки: от моторики до логического мышления. Воспитатели могут использовать специализированные образовательные программы для подготовки к занятиям и мониторинга прогресса детей.
Игровые материалы с использованием технологий — это еще один важный аспект. Дидактические игры с элементами технологий помогают детям развивать креативность, критическое мышление и социальные навыки. Например, использование конструкторов с электронными элементами позволяет детям самостоятельно создавать модели и экспериментировать.
ТСО должны постоянно совершенствоваться. В детские сады должны систематически поступать новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: программно-аппаратные комплексы для лечения функциональных расстройств речи и регулирования важнейших физиологических параметров.
Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом ИКТ - это удобство, эффективность, увлекательность. Технические средства обучения - это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации.
Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.
Дидактические возможности ТСО:
-являются источником информации;
-рационализируют формы преподнесения информации;
-повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
-организуют и направляют восприятие;
-обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
-наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
-создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
-делают доступным такой материал, который без ТСО недоступен;
-активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
-являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
-создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического
процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
-экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.
Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО:
-информационная насыщенность;
-возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы; в)возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
-показ изучаемых явлений в развитии, динамике; д)реальность отображения действительности;
-выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.