Светлана
«Синтез искусств»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Синтез искусств в музыкальном воспитании дошкольников».
Музыкальный руководитель: Ластухина Светлана Викторовна.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой». Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Ее ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, и оказывают сильнейшее, отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.
Публикация «„Синтез искусств“» размещена в разделах
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.
Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства, она интересна музыкальному руководителю и позволяет применять ее в работе с детьми. В своей работе мы творчески относимся к содержанию программы по музыкальному воспитанию, в зависимости от конкретной группы детей. Но обязательным условием является организация пространственно-предметной среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в этих условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме.
Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.
Слушание музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. Слушание музыки — универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Такое большое значение слушания музыки, казалось бы, должно было обеспечить ему соответствующее положение в музыкальной работе с дошкольниками. Однако, к сожалению, это далеко не так.
Работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении «обеспечить» проведение очередного праздника, мы стараемся за счет слушания, выкроить» на занятии дополнительное время, для повторения песен, танцев. В результате слушание проводиться от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носитель определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в конечном итоге их пение, игра в оркестре и музыкальное движение становятся менее выразительными. В том случае, когда слушание на занятии все - таки проводиться, «коэффициент полезного действия» также бывает очень низок. Можно представить, что в первой части занятия дети слушают и эмоционально переживают
высокохудожественное произведение, а через 5-7 минут в разделе «Музыкальное движение», уже разучивают боковой галоп. Понятно, что работа по слушанию в таком случае проходит практически впустую. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания музыки на музыкальных занятиях. Новые интересные работы, проведенные последнее время в педагогами-музыкантами послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми.
В числе этих программ — программа «Синтез» - специальная программа по слушанию музыки, созданная под редакцией коллектива педагогов: К. В. Тарасовой, МЛ. Петровой, Т. Г. Рубан, О. П. Радыновой, Т. В. Антоновой. В нашем детском саду занятия по слушанию музыки мы проводим по этой программе.
Программа «Синтез» посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств. Эта программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства : музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
Взаимодействие искусств способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями. Авторами программы было проведено специальное исследование, о роли синтетических жанров — оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Было показано, что взаимодействие искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия дошкольников. Результаты этого исследования и нашли отражение в программе «Синтез». Программа «Синтез» предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, которые включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно: слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование. Эта программа очень интересная, содержательна и методически обеспечена. В пакет материалов входят: Программа и методика, нотные сборники «Хрестоматия музыкального репертуара», набор аудиокассет с музыкой для слушания, набор видеокассет с записями музыки. Для лучшего восприятия музыки детям предлагаются к просмотру слайды: это высокохудожественные произведения изобразительного искусства, специально подобранные создателями программы, соответствующие музыке по содержанию и настроению.
Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов:
1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного
эмоционального и эстетического состояния.
2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.
3 дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.
Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.
При проведения интегрированного занятия мы стремимся, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Заранее обсуждаем с воспитателем темы и музыкальные произведения, которые предлагается воплотить в детских рисунках или других видах детского творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для практического воплощения музыкального образа. Это объединяет работу двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя, а также содействует развитию нашего творческого содружества. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Теперь подробнее о программе.
Музыкальный репертуар, представленный в программе «Синтез», отвечает двум основным принципам: высокой художественности и доступностн детям и включает в себя произведения разных эпох и стилей: Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна, Михаила Глинки и Петра Ильича Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и Сергея Прокофьева. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова и др.
Также авторы программы предлагают для слушания произведения неизвестных авторов 18 и 19 веков Например,
И тут же даю представление, на каких музыкальных инструментах исполнялась такая музыка, рассказываю и показываю видеослайды с изображением старинных музыкальных инструментов (клавесин, лютня, орган).
Я считаю, знакомить детей с разными по стилю музыкальными произведениями очень важно — это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает ее к ценностям. Просматривая слайды, дети получают представление о предметах старины, костюмах, прическах.
На занятиях я рассказываю детям о ярких фрагментах биографий ряда композиторов- классиков. В программе «Синтез» опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала ее широкая апробация, успешно используются в практике детского сада, вызывал у детей живой и яркий интерес. Например, балет Чайковского «Щелкунчик», фрагменты оперы Римского -Корсакого «Сказка о царе Салтане», опера «Снегурочка», фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила», фрагменты из балета Прокофьева «Золушка», «Любовь к трем апельсинам».
Использование на занятиях произведений «самых молчаливых искусств» - живописи, скульптуры, архитектуры также помогает детям слушать и воспринимать музыку, создавать необходимое настроение, значительно обогащать восприятие музыкального образа.
детям предлагаем эталонные, высокохудожественные картины И. Левитана: «Весна. Большая вода», «Вечерний звон», «Март», «Сентябрьский снег».
И. Шишкина «Дубы», «Цветы на опушке», «Корабельная роща».
М. Нестерова «Осенний пейзаж»,
В. Васнецова «Гусляры», Саврасова «Дворик. Зима», «Грачи прилетели»
«Хоровод», «Рожь», «К концу лета на Волге».
Пейзажи И. Грабаря «Февральская лазурь», «Рябинка». Созерцание картин помогает создать поэтическую атмосферу, которая настраивает детей на восприятие музыки.
Не случаен выбор произведений народного прикладного искусства : Городецкая роспись, дымковская игрушка, вышивка и т. д. Отношение народных художников к природе, окружающему миру выражено в радостных и понятных детям образах.
Представленные в программе литературные произведения, которые мы читаем детям перед слушанием музыки, также очень разнообразны: это древнерусский фольклор, поэзия 19 века, стихи современных детских авторов, эмоциональные, выразительные
рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Произведения изобразительного искусства, художественной прозы и поэзии мы подбираем с учетом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке. Этот принцип очень важен.
При ознакомлении детей с оперой и балетом, мы показываем прежде всего эскизы декораций и костюмов или живописные произведения, создаваемые художниками под воздействием музыкальных впечатлений. Так, слушая оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» дети рассматривают замечательные эскизы декораций и костюмов В Васнецова, созданные им специально для этой постановки
Но здесь есть важный момент, несмотря на привлекательные слайды, картины, важно сохранить приоритет музыки. т. е. музыка — это главное. Слово и живопись, используемые на занятиях, лишь помогают ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.