Наташа Юрова
Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста
Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста
Подготовила и провела воспитатель первой категории
Юрова Наталья Евгеньевна
Современный мир – век цифровых технологий и интернета. Наука не стоит на месте, появляется все больше устройств, способствующих связи людей, находящихся даже в самых отдаленных уголках мира, но… Все больше современных детей не умеют общаться. Причин тому великое множество, однако эта проблема должна решаться на ранней стадии – стадии дошкольного детства. Именно поэтому силы педагогов направлены на поиск способов устранения проблем и развития способности детей связно высказывать свои мысли. Один из способов развития связной речи – использование педагогической технологии синквейн.
Публикация «Синквейн как одна из технологий развития речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Синквейн – это инновационная образовательная технология.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Использование технологии «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
• придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
• закрепляет знания о частях речи, о предложении;
• значительно активизирует словарный запас;
• совершенствует навык использования в речи синонимов;
• активизирует мыслительную деятельность;
• совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;
• стимулирует развитие творческого потенциала.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейн представляет собой пятистрочную стихотворную форму. Это стихотворение пишется по определенным правилам и не имеет рифмы. В начале XX века она возникла в США под влиянием японской поэзии: силлабических миниатюр хоку и танка. Ее автором стала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В дальнейшем педагоги заметили дидактическую составляющую данной поэтической формы и внедрили ее в педагогический процесс в качестве эффективного метода развития связной речи.
С 1997 года данный метод начал использоваться и в России.
Дидактический синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность:
• простота: составить синквейн могут абсолютно все;
• творческая составляющая: с его помощью ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности;
• игровая составляющая: синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться;
• составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу;
• составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа полученной информации.
Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
Технология синквейн применяется в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Синквейн позволяет частично решить такие проблемы детей :
• бедный словарный запас;
• неумение составлять рассказ по картинке;
• пересказывать прочитанное;
• трудности в разучивании стихотворений.
Сама процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной, что соответствует требованиям ФГОС.
Итак, классический синквейн представляет собой поэтическое произведение, состоящее из 5 строк:
• Первая строка — тема синквейна. Как правило, это одно слово, обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь.
• Вторая строка — два прилагательных (или причастия, которые описывают признаки и свойства выбранного предмета или объекта.
• Третья строка — три глагола (или деепричастия, способные описать характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, заключающая в себе личное отношение автора будущего произведения к выбранному предмету или объекту.
• Пятая строка — одно слово, отражающее смысл существования предмета или объекта.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :
I этап – подготовительный
Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов, знакомство со схемой предложения.
Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
II этап – основной
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
III этап – практический
Цель: формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Тема его может быть любой:
• о природе;
• о картине и литературном герое;
• о маме или папе;
• о настроении;
• о предметах и тд.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!
Суть данной технологии достаточно проста. Для наиболее правильного и точного выражения своих мыслей, ребенку необходимо иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа и начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить синквейн, а в дальнейшем пересказать текст или выразить свои мысли.
А мыслящие люди умеют:
• решать поставленные перед ними задачи;
• открыты для новых идей;
• умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
• умеют слушать собеседника;
• рассматривают проблемы с разных точек зрения;
• любознательны.
Таким образом, представленная технология отличается своей простотой, однако именно эта простота делает синквейн одним из эффективных методов развития речи ребенка – дошкольника, позволяющим быстро получить желаемый результат.