Ольга Тормина
«Школа пожарных»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №4 «СОЛНЫШКО»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект интегрированного занятия
для детей подготовительной к школе группы
«Школа пожарных»
Воспитатель: Тормина О. С.
п. Светлый
2012 г.
Интегрируемые образовательные области:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Публикация «„Школа пожарных“» размещена в разделах
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.
Задачи:
Закрепить представления детей о профессии пожарного; познакомить с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях; воспитывать чувство ответственности. Познакомить с историей создания пожарной службы, показать ее значимость для людей. Познакомить с номером телефона пожарной службы.
Оборудование: иллюстрации с изображением пожарной техники разных лет, пожарного, «Соблюдай правила пожарной безопасности» для детей.
Предварительная работа:
- изучение иллюстраций из серии: "Дошкольником о пожарной безопасности",
- экскурсия к пожарной части,
- чтение х/литературы о пожарной безопасности (см. Приложение)
Ход занятия:
1. Рассказ воспитателя:
Раньше - на Руси дома люди строили из дерева, и, к сожалению, в них часто случались пожары. Пожары в деревянной Руси всегда были страшным бедствием, в огне ежегодно погибали многие тысячи человек. Горели города во время войн, поджигаемые врагами, люди оставались без крова. Но много опасностей таил огонь и в мирное время. Поскольку печей тогда еще не было, огонь разводили в яме прямо в доме. Дым же выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. А из-за тесной застройки огонь моментально распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало.
Оповещали о пожаре при помощи набатного колокола. На звуки набата сбегалось много народу, но, поскольку бороться с огнем как следует не умели, да и специальных средств для этого не было, многие гибли при тушении. Пожарная повинность существовала долгое время. Только царь Александр I специальным указом освободил москвичей от обязательной явки на пожар. Одновременно с этим царь приказывал «для отправления ночной стражи и содержания пожарных служителей составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду».
Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя московского и всея Руси Ивана III, который вместе со своей дружиной и сыном участвовал в тушении двух крупнейших пожаров. Он давал команды на разборку ближайших домов и построек, рубил заборы. Государевы стражники превратились в топорников и ведерников.
Воспитатель. - Как вы думаете, почему так стали называть людей, тушивших пожар? (Топорами рубили и разбирали деревянные постройки, находящиеся рядом с огнем, а ведрами носили воду для тушения пожара. Каждый занимался своим делом.)
Топоры, багры и ведра, специальные щиты были первыми сред-ствами пожаротушения на Руси.
Прошли годы. Дома стали строить из камня, но пожары возникают и сейчас. Кто же спешит к нам на помощь в случае беды? Как и кому сообщить о пожаре? (Ответы детей.)
Писатель Самуил Яковлевич Маршак в стихотворении «Пожар» так ответил на эти вопросы:
В районе есть бетонный дом — три этажа и выше —
С большим двором и гаражом и вышкою на крыше.
Сменяясь, в верхнем этаже пожарные сидят,
А их машины в гараже мотором в дверь глядят.
Чуть только — ночью или днем — дадут сигнал тревоги, лихой отряд бойцов с огнем несется по дороге.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер : ноль-один!
2. Дидактическое упражнение «Собери номер телефона»
Игровая задача: среди множества цифр найти нужные для составления номера телефона 01.
Игровое правило: дети делятся на подгруппы и совместно подбирают нужные для набора номера цифры. Выигрывает группа, первая нашедшая цифры и правильно сложившая номер.
Воспитатель. - Теперь каждый из вас знает, по какому номеру нуж-но звонить, если в доме случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:
Пожарный номер : 01!
Задание детям (имитация)
• Набери номер 01;
• Услышав ответ, назови свое имя;
• Сообщи, что случилось;
• Скажи свой адрес;
• Не клади трубку до тех пор, пока об этом тебя не попросят.
Все пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал дает,
И сейчас же — в миг единый —
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.
Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зеленым
Перед ними красный свет.
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемет.
-Вот какие бравые пожарные расчеты увидел С. Маршак и рассказал нам. Каждый пожарный — герой, всю жизнь, каждую минуту он рискует собой, спасая жизнь других людей.
3. Беседа о профессии пожарного
- Что изображено на картинке? Какая ситуация?
- Как вы определили, что это пожар?
- Как вы думаете, почему так произошло?
- Кто спасает людей и тушит пожар?
- Как мы можем назвать пожарных? Какие они? Какими средствами они тушат?
- Пожарные — люди смелые, сильные, ловкие, отважные и дружные, всегда готовы прийти на помощь.
4. Рассматривание иллюстраций пожарной техники разных лет
5. Игра - имитация «Пожарные»
Дети делятся на две команды (пожарные расчеты) и, преодолевая препятствия, «тушат пожар в доме».
Этапы: из большого ведра ребенок наполняет водой маленькое ведро; пролезает с наполненным ведром под дугой; перешагивает поочередно через гимнастические палочки; выливает воду в другое ведро — «тушит пожар»; бегом возвращается к своей команде и передает пустое ведро. Повторение этапов следующим игроком.
После эстафеты дети награждаются жетонами-памятками с номером телефона пожарной службы 01. Воспитатель еще раз уточняет: что это за номер? Когда мы должны звонить по данному номеру? Что должны сообщить по телефону?
- Что делать, чтобы не создать такой экстремальной ситуации, как пожар :
• Нельзя играть со спичками;
• Нельзя включать электроприборы без присмотра взрослых;
• Нельзя включать газ
5. Рассматривание картинок и их обсуждение:
Приложение
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ,
используемый на занятиях по противопожарной безопасности :
Художественная литература
1. "Пожар", "Пожарные собаки" Л. Н. Толстой
2. "Пожар", "В дыму", "Пожар на море" Б. Житков
3. "Путаница" К. И. Чуковский
4. "Пожар", «Сказка про спички», «Кошкин дом» С. Я. Маршак
5. «Пожарный» Т. Потапова
6. «Спичка-невиличка» Е. Хоринская
7. «Коробок – черный бок» И. Демьянов
8. «Сказка о пожаре» О. Вациетис
9. «Куда спешат машины?» Т. Фетисова
10. «Как ловили уголька» А. Шевченко
11. «Сказка о том, как человек с огнем подружился» (марийская народная сказка)
Пословицы и поговорки
Осторожность - мать безопасности.
Осторожность - не трусость.
Не бойся, но опасайся.
Плачем горю не поможешь.
Не доглядишь оком - заплатишь боком.
В детстве не научишься - всю жизнь намучишься.
С огнем не шути, ветру не верь.
Чем оплошал, за то и отвечать.
Загадки
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(Огонь)
Таять может,
Да не лед.
Не фонарь,
А свет дает. (Свеча)
Из темницы сто сестер
Выпускают на простор.
Осторожно их берут,
Головой о стенку трут,
Чиркнут ловко раз и два –
Загорится голова.
(Спички)
Тонкая девчонка,
Белая юбчонка,
Красный нос.
Чем длиннее ночи,
Тем она короче
От горючих слез.
(Свеча)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.
(Спички)
Мать толста,
Дочь красна,
Сын - бес,
Долетел до небес.
(Печь, огонь, дым)
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?.
(Пожарные)
В воду идет красный, А из воды - черный.
(Уголь)
Я мала, да зла,
Чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду,
Что много горя принесу.
(Искра)
Вьется, взвивается,
В небо устремляется.
(Дым)
Красный петушок
По жердочке бежит.
(Огонь)
В маленьком амбаре
Держат сто пожаров.
(Коробок спичек)
Наш дед Ермолай
Съест все, что ни дай.
(Огонь)
Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими. (спичками)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек,
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь.
(Огонь, костер)
Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем,
Посоветую я детям - не играйте с домом этим! (Спички)
Красный язык из окошка бежит, кто его коснется, тот обожжется. (Огонь)
Красная корова всю солому поела. (Огонь)
Все ест - не наедается, А попьет – умирает. (Огонь)
Маленький, легонький, а тяжко поднять. (Горячий уголь)
Красный кот дерево грызет,
А воды попьет - зашипит, умрет. (Огонь)
В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Коробок спичек)
Красная крапива по квартире ходила. (Огонь)
Жар-птица летает, золотые перья роняет. (Огонь)
Красный бык стоит, дрожит,
Жевать не жую, а все поедаю. (Огонь)
По деревне прошел, ничего не осталось. (Огонь)
Серое сукно, тянется в окно. (Дым)
От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь)
Маленькая, удаленькая большую беду приносит. (Искра)
По трубе течет, пироги печет. (Газ)
Где лежала красная коза, там трава не растет. (Место, где был костер)
На крыше дома медведь пляшет. (Дым из печной трубы)
Считалки
Эне-Бена, два полена,
Спички, печка, дым колечком.
Я подул на уголек,
Выходи-ка, огонек.
Кинь, кинь, перекинь,
Давай вместе побежим
Через воду и огонь –
Не догонит нас и конь.
Раз, два - догоняй,
Ну попробуй нас поймай.
Стихи для игр-рифмовок
Где с огнем беспечны люди, там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет злой. (пожар).
Раз, два, три, четыре у кого пожар в. (квартире).
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил. (утюг).
Красный отблеск побежал. Кто со спичками. (играл).
Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил белье над. (газом).
Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег. (траву?
Кто в огонь бросал при этом Незнакомые. (предметы).
В боевках прочных, шлемах крепких в морозы, зной и под дождем.
По всей стране когорта смелых, стоит в дозоре. (боевом).
Дым увидел - не зевай и пожарных. (вызывай).
Ростом спичка - невеличка, не смотрите, что. (мала).
Эта маленькая спичка может сделать много. (зла).
Крепко помните, друзья, что с огнем шалить. (нельзя).
Знают взрослые и дети, в самых дальних концах Земли,
Люди, сколько жили на свете, пуще глаза огонь. (берегли!
Сохраняли его, как умели, всемогущий горячий огонь,
И хоть тысячу лет пролетели, людям нужен по-прежнему он!
Мы знаем, что пожар - беда, но все ж случается порою.
Пожарные спешат тогда, ч тоб быстро справиться с. (бедою).
Список используемой литературы:
1. Правила пожарной безопасности для дошкольников /Плакат, Айрис-Пресс, 2005 г.
2. Кононова И. Т. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М. : Айрис-Пресс, 2008.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М. : Сфера, 2009.
4. Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007.
5. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7лет. Волгоград: Учитель, 2012.
6. Шорыгина Т. А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. - М. : Сфера, 2007.
7. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М. : Просвещение, 1998.
8. Шипунова В. А. Пожарная безопасность/информация для детей и родителей. – Тверь: Карапуз, 2012.
9. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2009.