Наталья Сухарева
Проект «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект реализации – «Художественно – эстетическое развитие»,
Тема проекта «Веселая Масленица»
Подготовила воспитатель Кабалова С. В.
Актуальность проекта :
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является
приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности,
на которой в данный момент мы проживаем. Масленица – это одна из
интереснейших народных традиций празднования прощания с зимой. Такая
Публикация «Проект „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
же традиция сложилась и у нас в детском саду. Каждый год вместе с
ребятами мы в детском саду устраиваем праздничные гуляния.
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего
народа: пополнения знаний детей о праздновании Масленицы, воспитания
уважения к его традициям и обычаям, развитие потребностей в освоении
окружающего мира путем изучения культурного наследия.
Русские народные праздники включают в единое праздничное действо и
детей и взрослых. Народный праздник создает возможность развития
ребенка, формирование основ музыкальной культуры в единстве всех ее
важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста.
Все это способствует стойкому развитию интереса не только к конкретным
малым фольклорным формам, но и музыкальному и народному искусству.
Праздник Масленицы, это комплексное мероприятие с массовыми
гуляньями, близкими народу играми и соревнованиями, определенными
традициями и праздничным настроением, которое задают ведущие праздника
(шуты, скоморохи.). Народные игры, которые были изобретены очень давно,
и в наше время вовлекают в веселье и старого, и малого. Наверное, они очень
человечны, передают заложенные в нас потребности к самоутверждению,
одобрению, принадлежности к коллективу.
Тема проекта «Веселая Масленица»
Вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети 5-6 лет, музыкальный руководитель, социальный
педагог, воспитатели, родители воспитанников.
Сроки проекта : одна неделя
Цель: используя ИК технологии, познакомить детей с традициями и
обычаями гуляния на Масленице.
Задачи проекта для педагогов :
Познакомить детей с происхождением праздника, с его традициями,
обычаями;
Вместе с детьми нарядить Масленицу;
Повторить какие русские народные инструменты знают дети, и как
они звучат;
Воспитывать у детей национальное самосознание, духовные качества,
чувство своей причастности к родному народу, к его истории и
культуре;
Развивать общие музыкальные знания у детей;
Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы,
творческой активности, выразительному чтению стихов с помощью
элементов фольклора;
Развивать коммуникативные навыки детей, поддерживать
доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной
деятельности;
Обобщить знания детей дошкольного возраста о празднике
«Масленица»;
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной
творческой деятельности;
Способствовать сплочённости родительского коллектива и педагогов
группы.
Ожидаемые результаты для детей:
Дети имеют представление об истории праздника Масленица,
традициях и обычаях празднования;
Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории
и культуре;
Дети умеют петь песни о Масленице, играть в игры соблюдая правила;
Дети знают названия русских народных инструментов и их звучание;
для педагогов:
Освоение проектного метода;
Повышение уровня педагогической компетентности,
профессиональный рост;
Повышение качества работы с детьми через использование
различных видов деятельности;
Привлечение родителей к сотрудничеству в реализации
проекта.
для родителей:
Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной
организации жизни группы.
.
Предполагаемый продукт проекта :
Презентация «Русские народные инструменты» ;
Презентация «Масленица»
Мероприятие «Веселая Масленица»;
Этапы реализации проекта
1этап. Организационный (подготовительный)
Составление плана-схемы проекта;
Составление презентаций;
«Русские народные инструменты», «Веселая Масленица»
Разработка сценария итогового мероприятия;
Приглашение родителей для участия в проекте – выбор группы
инициативных родителей для участия в празднике;
Сбор, накопление материала:
-Работа с методической литературой, электронными ресурсами; -
Подбор детской художественной литературы для чтения детям,
заучивания;
2 этап. Практический (выполнение проекта)
Просмотр презентаций;
Проведение с детьми бесед о предстоящем празднике;
С детьми нарядить Масленицу
Разучивание с детьми песен о Масленице;
Знакомство детей с пословицами о Масленице;
Заучивание с детьми потешек о Масленице;
Проведение игр;
3 этап. Заключительный
«Веселая Масленица» (сценарий)
Действующие лица: Ведущий - - Неведицына Т. А. – социальный педагог;
Скоморох – Кучумова Е. А. - воспитатель
Дети – участники праздника одеты в русские национальные костюмы
План работы с 16 по 20 февраля
16.02.15г. Понедельник.
1 половина дня. Беседа о праздновании Масленицы; знакомство с
музыкальным материалом: р. н. песня «Блины», «Оладушки»;повторение
песни «Зимушка – зима»
17. 02. 15г. Вторник
2 половина дня. Проговаривание и заучивание закличек о Масленице и
весне; игры.
18. 02.15. г. Среда
1 половина дня разучивание песен «Блины», «Оладушки»; просмотр
презентации «Русские народные инструменты»; повторение движений
русских плясок (р. н. м. «Светит месяц», «Ах вы, сени», «Калинка»;хоровод
«Веснянка»
2 половина дня
Игры «Горшок», «Веселый блин»;
19. 02. 15г. четверг
2 половина дня. Закрепление выразительного исполнения закличек с
мимикой и жестами. Закрепление музыкального матеиала.
20. 02. 15г. пятница
2 половина дня. Мероприятие «Веселая Масленица
Конспект мероприятия
Дети входят в зал. Музыкальный руководитель проводит беседу с показом
презентации о празднике Масленица. Затем музыкальный руководитель
предлагает детям продолжить праздник.
Под русскую народную музыку в зал входит Ведущая
Позвольте спросить, какой же сегодня праздник? (ответы детей) Масленица
– семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей,
чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.
Ой, как много здесь гостей
Ждет вас множество затей
Будем петь да играть
Старину вспоминать
Собирайся, народ!
В гости Масленица ждет
Мы зовем к себе тех –
кто любит веселье и смех.
Ждут вас игры, забавы и шутки –
скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем –
веселье начинаем! (звучит р. н. м.)
А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? (ответы детей).
Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными
делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные
забавы. Вы знаете как называются дни недели? (понедельник, вторник) А
на масленицу каждый день имел свое определенное название, и за ним были
закреплены были действия, а также определенные правила его проведения:
расскажите, как называются дни недели на праздничной масленице? (дети
берут в руки «блины» с названиями масленичных дней)
Дети
Понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка»,
четверг — «широкий четверг»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».
Ведущий: Масленица бывает в конце февраля — начале марта. Она говорит
о близком окончании зимы и начале весны. Масленица — веселый праздник
на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и
сытными застольями, обязательно с блинами.
На масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю.
Заканчивается масленица в воскресенье – его называют прощеным. В этот
день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.
Воскресенье — проводы Масленицы. А так как сегодня «разгуляй
четверток», Масленица наша продолжается.
К нам на праздник спешит Скоморох! Встречайте, в ладошки хлопайте,
веселитесь!
Звучит русская народная плясовая, входит Скоморох
Скоморох: Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки
Смешливые девчонки, короткие юбчонки
Я – скоморох
По всему свету гуляю
Все на свете знаю
Пришел к вам позабавиться да повеселиться,
Праздник Масленицы встретить!
А вы, ребята, про масленицу
Заклички знаете?
Дети
1 Эй, веселей собирайся народ.
Нынче масленица в гости идет!
2 Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем.
3. Масленица, приходи,
Широкая, приходи.
4. Наша Масленица ты широка,
В детский сад к нам пришла,
И веселье принесла!
5. Ой, масленица кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
6. Сыром, маслом, калачем,
И печеным яйцом!
7. Масленица, Масленица,
Мы тебя встречаем,
Потом провожаем.
8. Встречаем блинами,
Провожаем сухарями.
9. Живет масленица 7 деньков
Оставайся с нами 7 годков.
10. Праздник нынче большой
Встретится весна с зимой
Мы весну весельем встретим,
Словом ласковым приветим!
Скоморох А у Масленицы герой один —
Круглый и вкусный, а зовут его?.
Дети: Блин!
Скоморох: Чтоб поднять вам настроенье
Я устрою представленье
Тили – тили, трам – тарам
Роль блина сыграю сам!
(Надевает шапочку блина, нарумянивает щеки).
Скоморох: Позвольте представиться: я – блин
На весь свет один
Всех моих братьев съели
А меня не успели
Только на меня раскрыли роток
А я — шмыг и наутек!
Будем петь и развлекаться
Танцевать и кувыркаться!
А сначала зимушку порадуем, умаслим ее, споем песню про нее!
Дети поют песню о зиме
Скоморох
Ноги так и просятся в пляс! Не стоят на месте!
А ну – выходите! Ручками потрясите,
Ногами потопайте,
Руками похлопайте!
(звучит русская народная музыка- плясовая)
«Топа – топ»
Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали
Не по лесу, по тайге, а по радуге – дуге (идут по кругу)
Мы ногами топ – топ – 2 раза
А под нами, а под нами ходят тучи с облаками
Шлеп, шлеп…. (шлепки по коленям)
Мы, как птицы полетели
Хлоп…. (машут руками)
И на облако присели, стоп! (приседают)
Скоморох предлагает детям сесть на стулья)
А теперь дорогие мои ребятки мы с вами поиграем,
Масленицу потешим, и себя повеселим! :
1. Игра горшки
Дети делятся на 2 команды одна – горшки – садятся на пол, другая –
продавцы, встают позади товара – «горшков».
1 ребенок «покупатель» - идет внутри круга, выбирая товар.
- Почем горшок?
- По денежке.
- А он трещиной?
- Попробуй!
Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:
- Крепкий! Давай сговор!
Хозяин и покупатель жмут друг другу руки, встают за кругом спинами к друг
другу, и говорят считалку
- Чичары, чичары, собирайтесь гончары,
По кусту, по насту,
По лебедю горазду!
Вон!
Кто быстрее обежит круг и дотронется до горшка, тот и победит.
Проигравший становится горшком.
Во 2- й, раз дети меняются местами.
2. игра «Картошка в ложке.»
Детей разделить их на 2 команды, в одном конце комнаты стоят 2 пустые
тарелки, в другом — 2 полные небольших «картофелин». Нужно без помощи
рук перенести по одной «картофелине» из одной миски в другую, кто
быстрее, тот победил.
4. Игра «Веселый блин.»
Дети передают «блин» по кругу, под музыку. У кого он окажется в руках с
окончанием музыки, - девочка пляшет, а мальчик кружится на «блине» на
полу.
Ведущая спрашивает у детей, что такое – оладушки? Это маленький блин, и
вы все любите оладушки.
Девочки споют нам песню, про вкусные оладушки.
Скоморох: Повеселись, поиграли, а теперь, ребята, позовем весну, чтобы
она была дружная, теплая, щедрая.
Дети:
1 Приди весна, весна – красна,
Твои детки без тепла,
Мерзнут, по дорожкам скачут.
Громко – громко плачут.
2. Зима надоела, весь хлеб поела.
Руки познобила,
Скотину поморила.
3. Весна приди, три угодья приведи.
Первое угодье – в лугах половодье.
Другое угодье – солнце на подворье.
Третье угодье – зеленое раздолье!
4. Весна, весна красная,
Приди весна с радостью, с великой милостью.
Входи весна в каждый дом,
Тебе, весна, песни поем
Хоровод «Веснянка»
Ведущая:
А Масленица продолжается, до воскресенья еще много веселья!
А сегодня мы радуемся, и угощаемся блинами! А чтобы блинами угоститься,
давайте позовем их веселой песней.
«Блины» р. н. п.
Литература:
1.«Народные праздники в детском саду» М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова
2.«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду»
под редакцией А. В. Орловой
3. «Музыка и движение» С. И. Бекина,Т. П. Ломова,Е. Н. Соковнина
4. интернет ресурсы.