Получи документы

Конспект урока «Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»

Мария Цедрик
Конспект урока «Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»
▼ Скачать + Заказать документы

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Цели и задачи:

-закрепить понятие о сатире;

-выявить сущность «шариковщины», её пагубное влияние на общество, живучесть явления в современном мире;

- развивать навыки анализа художественного текста;

.

Ход урока

«Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые,

но при этом — умноженные на безнаказанность».

С. Довлатов

1. Орг. момент

Публикация «Конспект урока „Шариковщина“ как социальное и моральное явление (По повести М, А, Булгакова „Собачье сердце“)“» размещена в разделах

2. Целеполагание, мотивация

Чтение учителем стихотворения Андрея Дементьева.

У меня от хамства нет защиты.

И на этот раз оно сильней.

Звонкие хрусталики разбиты —

Позывные доброты моей.

Только слышно, как в душе играет

На старинной скрипочке печаль.

И слова для мести выбирает,

Что забыты были невзначай.

У меня от хамства нет защиты.

Беззащитность — за какой же грех!

И опять в волнах моей обиды

Захлебнулся смех.

Ну а хамство руки потирает.

Всё ему пока что сходит с рук.

Сколько мир от этого теряет!

Только нам сплотиться недосуг

-Ребята, какова идея стихотворения А. Дементьева?

(ответы обучающихся)

Слово учителя: Автор с горечью говорит о том, что хамство стало нормой жизни, что оно калечит душу и самое страшное, от хамства нет никакой защиты. К сожалению, «трудно жить тому, кто скромен, кто всегда ищет чистое, кто беспристрастен, хладнокровен, прозорлив, чья жизнь чиста». и не защищена от хамства…

Итак, мы начинаем наш разговор о повести М. Булгакова «Собачье сердце». В конце урока мы попробуем вернуться к стихотворению А. Дементьева и к эпиграфу.

1925 год… Со времен Октябрьской революции прошло почти 8 лет. Как изменилась страна?

Что уготовил новый социальный класс? Как пытается воспитать свободного и сознательного человека? Как распоряжается судьбами русской интеллигенции? Новая власть – это жестокий опыт или рождение новой жизни?

Эти и вопросы волновали писателя М. Булгакова. И на эти вопросы он пытается дать ответ в своей повести.

- Ребята, произведение Булгакова имеет сатирическую направленность.

-Что такое сатира?

Против кого она направлена?

Конечно же, она высмеивает пороки как человека, так и общества в целом. Автор в сатирической форме показывает, как опыт, эксперимент оказывается разрушительным, опасным для общества.

3. Анализ повести

-О каком биосоциальном эксперименте идёт речь в повести?

(Профессор Преображенский и его ассистент, доктор Борменталь, пересадили собаке человеческие семенные железы и гипофиз мозга. К большому изумлению учёного, из собаки получается человек. Вечно голодный, бездомный Шарик превращается в homo sapiens и даже получает имя Полиграф Полиграфович Шариков).

- Каким вам представляется Шарик? Опишите его в момент встречи с профессором Преображенским

- Что вам симпатично в нём? В чём его гениальность?

(Перед нами действительно гениальный пё с: он способен думать и довольно здраво. Достаточно вспомнить его недоумение по поводу того, что люди почему-то называют его Шариком. «Что общего у него есть с круглым шариком

Пёс способен читать, а учился он азбуке по уличным вывескам. Шарик великолепно различает людей. По глазам, так как они, по его мнению, вроде барометра. Сразу по глазам видно, кто ударит, пнёт ногой, а кто нет.

Он прекрасно рассуждает. Какой гадостью кормят людей в столовых. Как мало платят машинистке высокого разряда за её труд и т. д.

Таким образом, пёс Шарик способен сострадать секретарше, гонимой метелью, имеет чувство благодарности к профессору, спасшему его от голодной смерти.

Но у него есть и ненависть к людям, осуждение. Повар какой-то столовой ошпарил ему бок кипятком, рана плохо заживала и страшно болела).

4. Организация усвоения нового материала. Творческое применение и добывание знаний;

Задание: Выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика. Чтение главы и заполнение таблицы

Москва старая Москва новая

Настоящая личность

Господин

Тухлой солонины такой лопать не станет

Ест обильно и не ворует

Бескорыстная личность

Величина мирового значения

Ничего не боится

Личность Негодяй в грязном колпаке

Жадная тварь

Вор с медной ложкой

Самая гнусная тварь

Мерзавцы

Великая сушь в душе

Дрянной магазинчик

Едят гадость

Голодные глаза, воруют

Боятся

Нарушают порядок

Из вонючей солонины щи варят

Вывод: глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.

- Собака попадает в дом профессора Преображенского. Что нравится Шарику в доме доктора, а что приводит к недоумению?

(Попав в дом доктора, пёс сразу же становится господином Шариком. Ему нравится чистота, порядок, уют, сытная еда в доме Преображенского. Нравится и хозяин. Поэтому называет его «кудесником», «волшебником», «магом из собачьей сказки». Но он не до конца доверяет этим людям. Ему подозрительно, что его приглашают в смотровую. Собаке не нравятся некоторые посетители дома. Стыдно слушать проблемы, которые те обсуждают. Не понравился Шарику и визит Швондера, поэтому называет его «фруктом»).

- Как меняется Шарик за неделю пребывания в доме Преображенского?

(Из несчастного, умирающего пса он превращается в лохматого, жирного, наглого пса – красавца. Происходят изменения и в его сознании: появляется уверенность в себе. Шарику кажется, что ему бы позавидовали все собаки мира. Читатель пока не чувствует, что Шарик может причинить какой-то вред).

- В чём же заключается ошибка профессора Преображенского?

(В том, что он сам создал Шарикова, настоящую дрянь в человеческом обличье).

-Каким становится «новый человек», о котором пишет Борменталь в своём дневнике?

(Перед нами существо, которое овладело всеми бранными словами, обругало своего создателя, научилось курить, грызть семечки, бренчать на балалайке в любое время суток. В нём совершенно не осталось чувства благодарности. С каждым днём он наглеет всё больше и больше, становится агрессивным и опасным).

-Приведите примеры из текста (слайды)

- Как от Шарикова страдают окружающие? Что в нём осталось от Шарика?

(Только ненависть к котам).

-А от Клима Чугункина?

(Пристрастие к алкоголю, к игре на балалайке)

-Какова роль Швондера в воспитании Шарикова?

(Швондер, «крёстный отец» Шарикова, имеет свои методы воспитания. «Новому человеку» внушаются идеи равенства, братства, что документ – самая важная вещь на свете… Он учит Шарикова по программе : кто был ничем, тот станет всем) (просмотр видео – диалога Шарикова с просьбой о паспорте) Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

(Чтобы что-то поделить, надо производить. А здесь, ничего не производя, «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике и резко её осуждает.)

-К чему привели плоды воспитания?

(Хамство, наглость, беспредел Шарикова не знают границ)

(Чтение отрывков из текста).

-Почему Преображенский называет Швондера самым главным дураком?

(Швондер не сознаёт, какое ничтожество, какого монстра воспитывает. Не понимает, насколько опасен для общества Шариков, не задумывается, что и сам может стать жертвой).

-Какой же социальный путь уготован Шарикову? Кем бы он стал, если бы профессор не вернул его в исходное положение?

(Хамство, наглость Шарикова травили бы жизнь людям. Например, Преображенский тихо увядал бы рядом со своим мучителем или бы скончался от инфаркта. А твердолобый, толстокожий Шариков – никогда). - Почему Булгаков заканчивает свою повесть словами : «В квартире в этот вечер была полнейшая и ужаснейшая тишина». Почему тишина была «ужаснейшая»?

(Необходима срочная операция, которая «убьёт» в Шарикове Клима Чугункина. Профессор Преображенский находит выход, и ужаснейшая тишина преступления превращается в идиллическое тепло комнаты, в которой лежит пес Шарик. Профессор исправил свою ошибку — естество вновь восстановлено. Следовательно, это опять опыт профессора).

- Как бы вы символизировали образ профессора Преображенского?

(Профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма, интеллигентности, незаурядного ума и таланта).

- Обратимся к теме нашего урока и ответим, что такое «шариковщина» как социальное и моральное явление?

(Проявления грубости, неотёсанности, невежественности, хамства, агрессии имеют большие возможности, получают по жизни ситуативные преимущества и остаются безнаказанными).

- В чём причина живучести «шариковщины» как общественного и нравственного явления в наши дни?

( Беда многих интеллигентных людей: они хуже организованы и склонны без должных на то оснований надеяться на лучшее, не принимая никаких мер к отражению агрессии «шариковых»).

5. Рефлексия

_Но вернёмся к эпиграфу. Прокомментируйте слова С. Довлатова. По поводу чего можно выразить сожаление? (Самое страшное, что хамство невозможно наказать. Об этом с болью пишет в своём стихотворении и А. Дементьев).

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ

А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию повести М. А. Булгакова “ Собачье сердце”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, обозначающее литературный прием, который лежит в основе повести.

Сорт колбасы, которой профессор Преображенский кормил Шарика. (Краковская.)

Цвет лампы в кабинете профессора Преображенского. (Зеленый.)

Единственный способ, который, по мысли профессора, возможен в обращении с живым существом. (Ласка.)

Число комнат в квартире профессора Преображенского. (Семь.)

Донор Шарикова. (Чугункин.)

Председатель домкома. (Швондер.)

Первое слово Шарикова. (“Абыр”.)

Город, где, по мнению Шарикова, находятся все господа. (Париж.)

Прозвище, которым Шарик окрестил доктора Борменталя. (“Тяпнутый”.)

Учащиеся читают ключевое слово – аллегория.

- Вспомните, что такое аллегория?

Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.

6.. Итог урока

Слово учителя. Попытка создать новое справедливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными методами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление "до основания" разрушить старый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе - это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает Филипп Филиппович, когда горестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружающих. Это произошло потому, что исследователь нарушил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.

7. Выставление оценок

8. Домашнее задание

Публикации по теме:

Фоторепортаж о посещении литературно-мемориального музея М. БулгаковаФоторепортаж о посещении литературно-мемориального музея М. Булгакова Музей М. Булгакова Находиться в Киеве по адресу Андреевской спуск дом № 13. (очень символичный номер дома). Дом Булгаковых был построен.

Фотозарисовка «Необычное явление природы»Фотозарисовка «Необычное явление природы» Фотозарисовка "Необычное явление природы"Ждем лета, и оно приходит как полагается - с дождями и грозами, теплыми ливнями. Не исключение.

Явление природы «Почему бывает радуга?»Явление природы «Почему бывает радуга?» Почему бывает радуга? Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую.

Конспект НОД «Окружающий мир и явление общественной жизни» для раннего возрастаКонспект НОД «Окружающий мир и явление общественной жизни» для раннего возраста Тема : «Ознакомление детей со свойствами воды». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная.

Конспект урока мужества «Горячее сердце» в старшей группеКонспект урока мужества «Горячее сердце» в старшей группе Задачи: помочь детям понять смысл выражения «горячее сердце». Рассказать о мужестве на примере смелых и отважных поступков их сверстников.

Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Конспект урока по физике в 7 классе по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести» Учитель физики Мальцева Елена Васильевна Цели урока:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явленииНеобычное явление природы «Что мы увидели на прогулке». Стихи о этом явлении Необычное явление природы «Что мы увидели на прогулке» Стихи о этом явлении. Сегодня 19 мая, весна и мы продолжаем наблюдения в природе.

Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление»Консультация «Признаки толерантности и их социальное проявление» Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире,.

Литературный проект «Историческая основа повести о Петре и Февронии Муромских» для учащихся 7 класса Материал по литературе Презентация сопровождается музыкой - оркестр Поля Мориа (Э. Мориконе) - из фильма -Профессионал- 1. Моя работа называется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»
Опубликовано: 23 января 2021 в 12:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Шариковщина» как социальное и моральное явление (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Цедрик (УИ 2435714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД