Marina
Сценарий музыкальной гостиной «Сергей Васильевич Рахманинов — певец русской души»
▼ Скачать +Заказ
«Сергей Васильевич Рахманинов – певец русской души».
Сценарий музыкальной гостиной 2023
Слайд 1
Дети заходят под «Мелодию» С. В. Рахманинова
Я: (Играю на металлофоне и пою) Здрав-ствуй-те ре-бя-та!
Дети: Здрав-ствуй-те.
Публикация «Сценарий музыкальной гостиной „Сергей Васильевич Рахманинов — певец русской души“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Я: Ребята, сегодня у нас удивительный день - в нашем музыкальном зале открылась «Музыкальная гостиная». Гостиная – это куда приходят гости, и к нам тоже пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся. А так как они музыканты, то и здороваться мы будем как?
Дети: По музыкальному!
Я: Совершенно верно! Уважаемые гости, начинайте!
Гости : (Под металлофон) Здрав-ствуй-те ре-бя-та!
Дети: Здрав-ствуй-те.
Я: Вот и наступил прекрасный весенний месяц апрель. Солнышко сильнее греет, цветочки и травка появляются. Вот такие чудеса происходят в это время. Ребята, скажите пожалуйста, какие мероприятия вы знаете, связанные с месяцем апрелем?
Дети перечисляют.
Я: А какое важное событие для нашей Тамбовской области произошло 1 апреля?
Дети: родился С. В. Рахманинов!
Я: Правильно! Давайте расскажем, что мы знаем об этом событии, нашим гостям.
Слайд 2.
1 реб: (Маша) 1 апреля будет 150 лет со дня его рождения Сергея Васильевича Рахманинова. Интересно, какая была у него семья?
2 реб (Полина) Большая и музыкальная. Его дедушка был настоящим композитором!
3 реб: И еще была любимая бабушка! С ней он любил бывать в монастырях и слушать звон колоколов!
4 реб: Вот бы хоть одним глазком взглянуть на его родных!
Слайд 3
5 реб (Артём Ш) : (Выходит со шкатулкой) Ребята, смотрите, я нашёл шкатулку! (держит её в руках)
6 реб (Таня) : Давайте посмотрим, что в ней!
Слайд 4
Открывают 1 реб: (Артём Ш) Фотографии, колокольчик, часы. Смотрите, стрелки вращаются в обратную сторону!
2 реб: Ой, куда же мы попали!
Слайд 5
Я: А попали мы с вами, ребята, в прошлое! Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите на экран. Это папа Сергея Васильевича, Василий Аркадьевич. Он был офицером, гусаром, и очень весёлым, музыкально одарённым человеком.
А вот и мама, Любовь Петровна. Именно она заметила удивительные музыкальные способности сына, и дала ему первые уроки игры на фортепиано.
Слайд 6
Бабушка Софья Петровна. Музыкально одарённого Серёжу она очень любила. Он гостил у неё, в Великом Новгороде, каждое лето. Слайд 7.
Они вместе посещали церкви и монастыри, и слушали звон колоколов!
Слайд 8.
Именно поэтому в произведениях Сергея Васильевича часто встречается колокольный перезвон. Давайте с вами послушаем, как колокола слышны в Сюите для двух фортепиано.
Слайд 9
Слушаем Сюита для двух фортепиано
Слайд 10
Дарина: Рахманиновские колокола
Нам снова душу растревожат,
Романсов музыка светла
Зовет нас, манит и ворожит.
Артё м С: Полна спокойной красоты,
С ней словно замирает время
И исполнимы все мечты,
Не тяготит земное бремя.
Маша: В ней солнце золотых полей,
Мелодия российской дали,
И счастье ускользнувших дней,
И ноты грусти, и печали.
Вика: Сон о несбывшейся мечте,
Что злые ветры уносили,
Сон о любви, о красоте,
О молодости, о России.
Слайд 11
Я: Дед композитора, Аркадий Александрович, принадлежал дворянскому роду. Он был музыкантом, и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Когда Сереже было 4 года, он играл в четыре руки с дедом. На фото Аркадий Александрович и его жена Варвара Васильевна.
Слайд 12
Я: А ещё в жизни Сергея Васильевича Рахманинова был Николай Сергеевич Зверев. Он был его учителем в Московской консерватории. И приучал к строгой дисциплине: вставать рано утром и заниматься на фортепиано по шесть часов в день.
Рахманинов окончил консерваторию на отлично с Большой золотой медалью.
Слайд 13
А сейчас мы с вами познакомимся с музыкальным произведением «Вальс» A - Dur, которое написал Сергей Васильевич.
Слайд 14
Слушаем Вальс
Слайд 15
Я: Ребята, вам понравилась музыка?
Я: А вы знаете, из чего состоит музыка?
Дети: Музыка состоит из звуков.
Я: Звуки бывают длинные и короткие, низкие и высокие. А что такое ритм, вы знаете?
Дети: Чередование коротких и длинных звуков.
Слайд 16
Я: Очень хорошо. А я вам, ребята, предлагаю не скучать, а немного поиграть в игру «Топай-хлопай». А для этого я предлагаю вам разделиться на команды и выбрать капитана.
Я попрошу капитанов подойти к столу, и выбрать музыкальную схему, которую они, вместе со своей командой, будут показывать. Все выбрали? Хорошо, порепетируйте со своей командой.
Слайды 17, 18, 19, 20
Игра «Топай-хлопай».
По 1 команде выходят и прохлопывают ритмический рисунок со схемы.
Я: Молодцы! А мы продолжим разговор о Сергее Васильевиче Рахманинове.
Слайд 21
В нашей Тамбовской области есть музей-заповедник Ивановка. Там жил и работал великий композитор. Окружающая природа: поля, луга, цветы сирени, которые очень любил Сергей Васильевич, - всё это располагало к творчеству.
Слайд 22
Именно в Ивановке Сергей Васильевич задумал и написал самые значительные произведения, среди которых романс «Сирень», который мы сейчас с вами послушаем.
Слайд 23
Но сначала скажите мне, пожалуйста, что такое романс?
Слайд 24
Дети: Это песня. Под музыкальное сопровождение.
Слушаем Романс «Сирень»
Я: Ребята, какое настроение было в музыке?
Дети: Светлое, лиричное, нежное.
Слайд 25
Я: Правильно. Сирень была для Рахманинова символом Родины. Для вас, ребята, я принесла несколько веточек сирени, и приглашаю вас поиграть в игру «Чей кружочек быстрее соберётся». А играть мы будем под музыку Сергея Васильевича Рахманинова Концерт №3.
Игра «Чей кружочек быстрее соберётся»
Я: Здесь, в Ивановке, он работал не только над фортепианными миниатюрами, но и над жанром концерта для фортепиано с оркестром. Давайте послушаем Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Слайд 26
Слушаем 2 концерт для фортепиано с оркестром.
Я: Ребята, а вы знаете, что такое оркестр?
Дети: Это когда много музыкантов вместе играют.
Я: Правильно, когда много музыкантов вместе играют это оркестр. Ребята, скажите пожалуйста, а какие инструменты входят в симфонический оркестр?
Слайды 27, 28, 29, 30
Дети: Скрипка, альт, виолончель, контрабас (струнные). Флейта, гобой, кларнет, фагот (деревянные духовые). Труба, валторна, туба, тромбон (медные духовые). Барабан, бубны, литавры, тарелки, треугольник, колокольчики (ударные).
Я: А чтобы оркестр звучал слаженно и гармонично, кто им управляет?
Слайд 31
Дети: Дирижёр.
Я: Правильно. Он показывает, как играть. А давайте я сейчас побуду дирижёром, а вы оркестром. Выходите ко мне 8 человек. Нам нужно построиться в линеечку по цветам радуги. Вы знаете цвета радуги?
Дети: Да! Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Я: А белый колокольчик встанет в конце.
Вы, ребята, будете оркестром, а остальные ребята будут хором. Выходите к нам, становитесь лицом к окну. А я буду дирижёром, и буду показывать вам, когда играть и петь.
Поё м: До, ре,ми,фа,соль,ля,си,до. До, си, ля, соль, фа, ми,ре, до.
Играем оркестр по показу рукой.
Я: Ребята, а сейчас давайте, у нас будет оркестр с фортепиано. Я буду играть на фортепиано. Кто хочет побыть дирижёром вместо меня?
Я играю на пианино, они звонят и поют. 1 ребенок дирижёр.
До, ре,ми,фа,соль,ля,си,до. До, си, ля, соль, фа, ми,ре, до.
Слайд 32
Я: Очень красиво у нас получилось, настоящий оркестр. Присаживайтесь на места.
В 1917 году Рахманинова пригласили дать несколько концертов в зарубежных странах. Сергей Васильевич вместе с женой, и дочерями отправился на гастроли, и на родину уже не вернулся. Живя за границей, Рахманинов не забывал о своей Родине, оставался патриотом. Он оказывал благотворительную помощь землякам в России.
Известие о нападении в 1941 году Германии на Советский Союз произвело на него огромное впечатление. Он переживал, давал концерты, а деньги, которые получал, перечислял нашей армии. Известно, что на его деньги был приобретён самолёт.
За свою жизнь Сергей Васильевич написал очень много произведений, его музыка уникальна. А я хочу у вас спросить: из каких основных жанров состоит музыка?
Слайд 33
Дети: Песня, танец и марш.
Я: А К какому жанру относится «Полька»?
Дети: Танец.
Я: А сейчас наши ребята исполнят «Итальянскую польку» Сергея Васильевича Рахманинова.
Слайд 34
Танец «Итальянская полька»
Слайд 35
Я: А сейчас предлагаю послушать стихотворение о Сергее Васильевиче Рахманинове в исполнении Гончаровой Киры.
Во фраке, и в манишке накрахмаленной
Сосредоточен, строг и напряжен
Играл Сергей Васильевич Рахманинов,
В Нью-Йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг…
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от Родины своей,
Он вспоминал Российский луг некошеный,
И русский лес, где щёлкал соловей… (на свистульке)
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь. (на колокольчиках)
И так ему хотелось вслед за звуками
В любимую Россию улететь. (на металлофоне)
Я: Итак, ребята, сегодня мы познакомились с творчеством Сергея Васильевича Рахманинова. Хочется отметить, что в память о Сергее Васильевиче установлены памятники, открыты музеи, учреждена Международная премия, проводятся Международные музыкальные фестивали, носящие его имя. Именем Рахманинова названы улицы, учебные заведения, музыкальные учреждения,
и даже кратер на Меркурии.
Я: В заключении мероприятия прозвучит знаменитое произведение Сергея Васильевича Рахманинова «Прелюдия» до диез минор.
«Прелюдия» cis-moll (2 части)
Перед закрытием нашей гостиной хотелось бы у вас спросить, что вам понравилось сегодня?
Ответы детей.
Слайд 36
Я: На этом наша музыкальная гостиная закрывается, и мы с вами отправляемся в группу.
Я: (Под мелаллофон) До свиданья дети!
Дети: До свидания!