Инна Жарская
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорные способности детей, младшего дошкольного возраста
посредством дидактических игр»
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Я остановилась на пуговицах. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать «декоративный» бросовый материал. И задача воспитателя показать детям, что можно сделать из обыкновенной пуговицы, куда ее можно использовать. Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. И очень важны совместные работы родителей с детьми, создание единого пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Создание условий для формирования познавательных действий и представлений о свойствах предметов у детей раннего возраста.
Задачи:
Познакомить детей с разным материалом, формой и цветом пуговиц;
Развивать мелкую моторику пальцев, сенсорный опыт детей через игры с пуговицами.
Развивать навык застегивать и расстегивать пуговицы.
Стимулировать интерес к сравнению предметов.
Способствовать развитию коммуникативных навыков;
Обогащать сенсорный опыт детей;
Развивать мелкую моторику рук;
Учить применять полученные знания в жизни.
Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребёнок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с пуговицами развивается не только рука, но и речь. Ребёнок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается и концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с пуговицами, ребёнок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость.
• Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, пуговицами нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются, как все пластмассовые игрушки. Пуговицы имеют разную форму, следовательно, с их помощью ребёнок закрепляет знание геометрических фигур.
• При знакомстве детей с величиной также можно использовать пуговицы.
• Усвоение темы «Количество» включает ознакомление со следующими понятиями: «одна пуговица», «две пуговицы», «много пуговиц», «поровну (столько же) пуговиц». Дети учатся различать количество пуговиц в дидактических играх.
• В ходе игр с пуговицами ребёнок изучает пространство и расположение предметов (далеко-близко-рядом, справа-слева, сверху-снизу, спереди-сзади).
Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании пуговиц ладонями и пальцами ребёнок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игр и занятий с пуговицами, направленных на развитие осязания, ребёнок учится хватать, целенаправленно ощупывать, развивать чувствительность пальцев рук.
Полезно проводить пуговичный массаж, благодаря которому активизируется так называемый мануальный интеллект (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом происходит активизация сенсомоторных функций.
Игры и занятия проводятся под присмотром взрослого, всегда готового взять руку ребёнка с пуговицей и показать, как нужно ей пользоваться. Помните, не надо пугать ребёнка восклицаниями, говорите спокойно, удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним.
Итак, игры и упражнения с пуговицами – значимые мотивирующие факторы активной и творческой деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрированного внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.
Литература:
1. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М. : Эксмо, 2007.
2. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. М. : Мозаика-Синтез, 2010.
3. Янушко Е. А. сенсорное развитие детей раннего возраста. М. : Мозаика-Синтез, 2010.