Лучший педагог года

Сенсорные игры в реабилитации детей с тяжелыми и множественным нарушениями

Аня Грунина
Сенсорные игры в реабилитации детей с тяжелыми и множественным нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию ребёнка. Основная цель коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов и ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Публикация «Сенсорные игры в реабилитации детей с тяжелыми и множественным нарушениями» размещена в разделах

Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в нехватке нескольких

сенсорных систем. Системы взаимосвязаны, поэтому нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Сенсорная система может быть поражена различно. Если ребенок может быть гипочувствителен к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствителен к слуховым, тактильным стимулам. Диагностика дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется с помощью опроса его окружения. Поэтому необходимо создание и поддержание условий для развития сенсорной интеграции:

1. Игры, направленные на сенсорное развитие детей, изготовление методического материала для игр.

2. Совместные занятия не только воспитателей, но и всех специалистов, работающих с детьми ТМНР, т. е. мультидисциплинарный подход.

3. Создание предметно – развивающееся среды;

4. Постоянное консультирование участников процесса, системное использование технологий сенсорной интеграции на практике.

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей:

1. Тактильная дисфункция, т. е. неспособность ощущать и различать прикосновения:

- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;

- сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;

- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;

- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;

- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:

- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;

- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

3. Проприорецептивная дисфункция:

- чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

- шлепают ногами во время ходьбы;

- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;

- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

- жуют несъедобные предметы;

- трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;

- плохо удерживают позу.

4. Обонятельная дисфункция

- не чувствуют запахов, не замечают даже сильный плохой запах или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;

- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;

- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

5. Зрительная дисфункция

- непереносимость яркого света или же темноты;

- раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;

- плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;

- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

6. Слуховая дисфункция

- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;

- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;

- ребенок не распознает определенные звуки.

7. Вкусовая дисфункция

- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;

- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;

- определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

• снижение самооценки,

• фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,

• чувство физической и психологической небезопасности,

• трудности в освоении знаний.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с тяжелыми и множественными нарушениями, такими, как аутизм, умственная отсталость, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, нарушения слуха и зрения, тяжелые нарушения эмоционально-волевой сферы, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, нарушения поведения.

Для преодоления сенсорной интеграции у детей с ТМНР используются разнообразные игры-упражнения.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используют:

- тяжелые одеяла и подушки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развивают мелку моторику, работают с материалами разной фактуры и плотности.

Гиперактивного ребенка можно во время занятия укрыть утяжеленным пледом или одеялом, чтобы снять моторное возбуждение. Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

- всегда необходимо предупреждать ребенка, что собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помнить о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

- постепенно знакомить детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т. д.

- использовать игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.

- ощупывать руками разные поверхности, ходить по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т. д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, использовать знакомые игрушки (предметы, их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции важно использовать традиционные виды сенсорных игр, такие как:

- Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга, водой, мыльными пузырями, льдом.

- Игры с песком, природным материалом. Что делать: устраивать «дождь» из бусинок, мелких камушков и т. д., при этом старательно подставлять под струи «дождя» все части тела; ходить босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпать сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарывать в тазик с песком и разыскивать игрушки, конфеты играть с мокрыми песком, рисовать на нем.

- Игры с тканями и бумагой: трогать различные виды тканей и бумаги, после чего, начинать шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.

- Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

- Игры со стеклянными шариками, гидрогелем: устраивать «сухой бассейн» для пальчиков, раскладывать шарики в разные емкости; бросать шарики и кубики в воду; перекатывать между пальцами.

- Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т. д.

Все описанные игры дают ребенку с ТМНР поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Вестибулярная дисфункция.

При высокой сенсорной чувствительности разделять деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности:

- поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;

- использовать традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т. д.);

- применять на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины, или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;

- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз.

Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.

- стараться размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

- обозначать границы с помощью яркого скотча на полу;

- прививать правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

- использовать все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследовать материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учить детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции придерживаться следующих рекомендаций:

- постараться исключить возможность отвлекаться;

- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

- убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т. д.);

- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

- запахи еды, медикаментов, краски и т. д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

Таким образом, педагогам необходимо учитывать индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности детей, необходимость создания системы комплексной помощи детям с ТМНР и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТМНР а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.

- стараться размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

- обозначать границы с помощью яркого скотча на полу;

- прививать правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

- использовать все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, рисование и раскрашивание. Обязательно исследовать материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учить детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учить детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

При организации коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями сенсорной интеграции придерживаться следующих рекомендаций:

- постараться исключить возможность отвлекаться;

- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

- убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т. д.);

- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

- запахи еды, медикаментов, краски и т. д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

Таким образом, педагогам необходимо учитывать индивидуальные, возрастные, психологические, физиологические особенности детей, необходимость создания системы комплексной помощи детям с ТМНР и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТМНР а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Публикации по теме:

Сенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 летСенсорные игры с шариками для детей 1,5–3 лет Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность.

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Сенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 летСенсорные дидактические игры своими руками для детей от 3 до 5 лет Сенсорная культура — это залог всестороннего развития, успешной деятельности, формирования мыслящей личности, которая стремится к познанию.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма)Игры с пособием «Весёлый ёжик» для детей с нарушениями зрения (цвет и форма) «Весёлый ёжик» Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, цветовое восприятие, память. Развивать ориентировку.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей» Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей» 1. Повысить педагогическую грамотность родителям о роли мелкой моторики в.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорные игры в реабилитации детей с тяжелыми и множественным нарушениями
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 12:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорные игры в реабилитации детей с тяжелыми и множественным нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Аня Грунина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД