Алевтина Мугаллимовна
Консультация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день задача нашего детского сада обеспечить наиболее полное развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, а также подготовить их к обучению в школе. Формирование готовности ребенка к школьному обучению в большей мере определяется его сенсорным развитием.
Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В современной педагогике сенсорное развитие рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются, развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие в этот период занимает важнейшее место в жизни ребенка.
Под сенсорным развитием в педагогике подразумевается система педагогических воздействий, которые направлены на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка складывается из тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. К примеру, если ребенок трогает предмет, то кожа и мышцы рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать и запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и воспринимает, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. Исходя из этого выходит, что рука учит мозг. Развито у ребенка мышление лучше, если он свободно владеет своими пальцами.
Во время занятий в детском саду в младшем дошкольном возрасте дают ребенку изучаемый объект посмотреть, потрогать, понюхать и т. д. Ребенок, потрогав руками, познает величину, плотность, шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С этой целью используют различные виды деятельности с детьми:
– лепка из теста, пластилина;
– аппликация из различного материала (бумага, зерна, листья и т. д.);
– рисование пальцами, кисточкой, ватными палочками, ватными дисками;
– игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, различными по форме кубиками;
– собирание пазлов из нескольких элементов;
– сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, бусинки).
При длительном проведении такого рода занятий, у детей они вызывают положительные эмоции, помогают снизить умственное напряжение. Большое внимание нужно уделять традиционной пальчиковым играм, используя элементы массажа и самомассажа рук, что также способствует повышению тактильной чувствительности.
В организованной образовательной деятельности нужно использовать природный материал, который помогает детей сближаться с природой и познавать её.
Тематические занятия обязательно нужно согласовывать с временами года. Прежде чем предлагать детям рисовать красками опавшие листья, воспитатель с детьми на прогулке должен рассмотреть листья, а лишь затем рисовать их.
Важным фактором в ознакомлении детей с цветом, формой, величиной предметов, является принцип последовательности, который предусматривает постепенное усложнение заданий, которые необходимо проводить систематически.
Вместе с родителями мы для игр с детьми изготовили много интересных и красочных пособий из подручного и бросового материала.
В результате совместных игр у ребенка происходит не только сенсорное развитие их и формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления. Успех сенсорного развития обуславливается систематической содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.