Лариса Васильевна Юркина
Занятие «Донских степей неяркая краса» на тему «Кухонная утварь казаков. Семикаракорская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие на тему : «Кухонная утварь казаков»
Донских степей неяркая краса (Семикаракорская роспись)
подготовительная группа
Воспитатель: Юркина Л. В
Цель:
Знакомя с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края ввести детей в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о жизни людей в прошлом.
Расширить представление детей о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.
Задачи:
Публикация «Занятие „Донских степей неяркая краса“ на тему „Кухонная утварь казаков, Семикаракорская роспись“» размещена в разделах
Познакомить с Донским народным промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи; придумать свои узоры и изделия;
Развивать творческих способностей и эстетического вкуса у дошкольников.
Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров.
Материалы: Семикаракорская посуда, образец, акварель, кисти, палитра, банка с водой.
Воспитатель:
Откуда я? С Дона! Где высь да простор,
Где сладкие звоны Семикаракор,
Где поле широко, работа красна,
Где песня далёко-далёко слышна…
Борис Куликов
У любого, кто видит изделия Семикаракорского фаянса, возникает вопрос: «А как рождается это яркое, красочное, полное праздничного настроения чудо?». А вы, дети, хотите узнать? Тогда слушайте быль.
Вижу, вижу, собрались вы сказки послушать, Есть у меня одна не то сказка, не то быль. Решайте сами, было это или не было.
Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелками вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие переманивать марью: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка: "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка наша, лесочек, березки наши, цветы полевые. А в городе я что видеть буду?" И так ее уговаривали, и этак. Но осталась Марья верна своей родине. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы ее на шею пытался накинуть жемчужные, шубку соболиную - на плечи. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом кощеем Бессмертным, схватил в когти девушку, обернувшуюся Жар-птицей, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.
И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Семикаракор, Жостово и Филимоново. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту создающие собственными руками!
А дальше дело было так! Упало перо волшебное и в наши края, где жила девушка, которую звали, Аксинья, дочь степи донской Лазорюшки и батюшки Дона Ивановича! Подобрала она его, принесла в родительский курень.
Ну, понравилась вам моя сказка? Тогда у меня есть продолжение!
Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел - фаянс расписной!
Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс. "
Посуда была разной - и кувшины делали, и миски, и большие плоские блюда под рыбу.
Глина была повсюду, нашли хорошую белую глину и в казачьей станице Семикаракорской. Там появилась своя гончарня где делали сервизы - столовые, чайные и кофейные, вазы и кувшины, салатники и настольные тарелки, бытовые куклы-грелки из фаянса и ткани - для чайников, кофейников и самоваров.
Изделия Семикаракорского промысла это посуда с душой, выполненная руками мастеров в лучших традициях донского края. Каждое изделие, расписанное вручную - это живые краски донской природы. Белая глина и ручная кистевая роспись делают рисунок привлекательным, а прозрачная глазурь - долговечным.
Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта!
Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце там, в вышине.
Вот и подошла к концу наша сказка. Да сказка ли это? Волшебные руки человеческие превратили ее в быль. Поклон вам, мастера земли донской до земли! За то, что славите вы наш край по всему свету!
Сегодня я приглашаю вас самим заняться художественным творчеством по семикаракорским мотивам.
Показ росписи изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов). Дети рисуют под музыку.
В конце занятия выставка рисунков.