Лариса Тавитова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе
Тема: «Семейные ценности»
Цель: формирование представлений о семейных ценностях, о взаимоотношениях в семье.
Задачи:
Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Старшая группа
- Темочки
Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев.
Учить детей мыслить самостоятельно;
Формировать у детей умение анализировать информацию, выявлять проблему, находить альтернативные пути ее решения, оценивать их и соотносить с жизненными ситуациями; Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление.
Закреплять умение работать в коллективе.
Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Материалы и оборудование: обручи для игры «Семейный круг», изображение макет сердца семьи; набор «Ценности семьи»; карточки для дидактических игр «Подари семье радость», корзина для игры «Корзина добрых дел», разрезные картинки, Гербы семьи, генеологическое древо, сердечки, которые получают в подарок дети.
Предварительная работа:
• коллективные и индивидуальные беседы с детьми о семье, занятиях членов семьи;
• рассматривание семейных альбомов;
• чтение художественной литературы;
• загадки на тему: «Семья».
• изготовление семейного герба
• составление рассказов о своей семье.
Ход деятельности:
1. Организационный момент «Круг радости».
Воспитатель. Ребята, хотела предложить вам поздороваться с гостями, но присутствующих в нашем зале, можно назвать гостями? (ответы детей) Все мы в детском саду одна большая семья!
Рады все: и ты, и я! Очень любим вместе быть, И улыбки всем дарить!
Подарите всем улыбки.
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, что у нас? Цифра 7. С чем вы связываете эту цифру? (7 цветов радуги, Белоснежка и 7 гномов, 7 дней в недели. Цветик- семицветик)
За семеркой поставим букву А. Какое слово здесь спряталось? Дети: Семья.
Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье.
Тот кто скажет пословицу о семье- садится на стул. (ответы детей)
1. Что такое семья? (Это люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково).
2. Зачем человеку нужна семья? (Чтобы жалели, любили, хвалили, помогали, заботились).
3. А как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье? (В семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.)
4. Как вы думаете, что может мешать счастью семьи?
Технология: кейс – иллюстрация.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какой случай произошел в семье Вовы и Миши из рассказа Валентины Осеевой «Печенье».
Рассказ В. Осеевой «Печенье».
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол. - Дели по одному, - строго сказал Миша. Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба.
Проблема: невнимательное, неуважительное отношение к старшим (маме, бабушке).
Показать иллюстрацию к рассказу.
1. Воспитатель. Какое настроение у мальчиков?
Дети рассматривают иллюстрацию к рассказу. (настроение радостное, ведь так замечательно всем вместе пить чай, да еще с печеньем).
2. Воспитатель. Какое настроение у мамы и бабушки? Что они чувствуют? (они грустные. им обидно.)
3. Воспитатель. Почему? – (потому что мальчики разделили все печенье только между собой, не угостив самых близких и любимых людей)
Воспитатель. Им грустно и обидно из-за того, что не поели печенье? Или еще есть причина? (маме и бабушке обидно и неприятно неуважительное отношение к ним со стороны Вовы и Миши)
4. Воспитатель. Как отнеслись мальчики к маме и бабушке? (Они отнеслись к ним плохо, неуважительно.)
5. Воспитатель. Почему вы так думаете? (Потому что, мальчики не подумали о маме и бабушке.)
Нужно уважать старших, в первую очередь родителей.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Вове и Мише исправить ситуацию. Как нужно было поступить?
Дети. Мальчикам нужно было поделить печенье поровну.
«Поровну» - это не только между детьми, это на всех, кто рядом с тобой. Делить нужно было на четверых.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. Потому что нужно уважать старших, в первую очередь родителей, и делится со всеми, кто рядом.
Воспитатель. А были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы проявили неуважение к родителям (старшим).
Если были, как вы исправляли ситуацию?
Воспитатель. Ребята, что нужно сделать, чтобы таких ситуаций не происходило? (нужно уважать родителей (старших, проявлять заботу о них, надо помогать своим родителям, не огорчать своих родителей, бабушек и дедушек)
Молодцы. Вместе вы пришли к верному решению.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами говорили о семье. О том, что в семье нужно уважать старших, проявлять заботу о них.
Сюрпризный момент «Сердце семьи».
Ребята, что это? (Сердце).
Это большое сердце – макет сердца семьи.
Как у человека есть сердце, так и у семьи тоже есть сердце, и чтобы в семье всё ладилось, оно должно быть наполнено «семейными ценностями», а какими, мы сегодня попытаемся выяснить.
О семейных ценностях.
Когда в семье всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью.
Дидактическая игра «Подари семье радость».
Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
- Возьмите карточки, 1,2,3 –покружись и в кусочки радости превратись!
( Детям раздаю карточки с разными картинками: ягодка, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость»).
Например:
«Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение».
«Я – улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье».
«Я – солнышко, подарю тепло и свет».
«Я – витаминка, подарю всем здоровье».
«Я – книга, подарю своей семье знания».
«Я – кошечка, подарю своей семье ласку и нежность».
«Я – собачка, подарю своей семье дружбу».
«Я – сердечко, подарю любовь».
«Я – цветы, подарю своей семье доброту».
«Я - клоун, подарю семье веселье, смех».
Молодцы, ваши семьи получили много радости.
Радость в одиночку в семье не живёт, С ней всегда за ручку Доброта и Забота идут.
Чья доброта в семье нам помогает? (Всех членов семьи)
Чтобы в нашей семье поселилось добро, мы все должны быть ….(Добрыми, заботливыми).
А вы, дети, заботитесь о своих близких? (Да)
Ребята, как мы можем показать доброту и заботу к своим близким? (Хорошими поступками, добрыми делами.)
Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел»
Давайте встанем в круг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.
Дети. Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Молодцы, ребята. Совершая добрые дела, мы заботимся о наших близких и сами становимся добрее.
Забота в одиночку в семье не живёт, С ней всегда за ручку Нежность идёт.
Сразу стал уютным дом, Нежность поселилась в нём. Она во всех наших делах, В глазах, улыбках и словах.
Как мы можем показать, что мы относимся к близким с нежностью? (Надо называть ласково).
Дидактическая игра «Назови ласково»
1. Мама – мамочка, мамуленька;
2. Папа – папуля, папулечка, папочка;
3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка;
4. Дочь – доченька, дочурка;
5. Бабушка – бабуля, бабулечка;
6. Дедушка – дедуля, дедулечка;
7. Брат – братик, братишка;
8. Сестра – сестренка, сестричка.
А Уважение в семье – это тоже очень важно!
Кого мы должны Уважать? Как? (уступать место в автобусе, дарить подарки, помогать им, заботиться).
Воспитатель. Сердце нашей семьи мы наполнили семейными ценностями. В нём собрались вместе Доброта, Радость, Уважение, Заботливость, Нежность, но в нём осталось место, а для чего, вы постарайтесь догадаться, послушав стихотворение.
Но бывает, что и радость не в радость,
И заботушка только в тягость,
Да и нежность никому не нужна,
Доброта совсем не важна.
Уважать совершенно не хочется,
Да и счастье на улицу просится.
Ведь сердечко в семье охладело,
Всех теплом согревать расхотело.
А чтоб сердце забилось вновь
Нужно в нём поселить … Любовь!
Все ценности, о которых сегодня мы говорили, соединились.
Чтобы семья была счастливой, все эти ценности должны присутствовать.
Но каждой семье нужен дом. Я предлагаю вам собрать свои домики
(собирают домики из разрезных картин под песню «Родительский дом»)
Воспитатель. Дети, кто желает нам рассказать о своей семье для которого построили такие великолепные домики? (рассказы детей)
Воспитатель. А сейчас каждый из вас покажет герб своей семьи и расскажет о нем. (ответы детей)
Я тоже хочу рассказать о своем семейном гербе (рассказ).
Воспитатель. Семейный герб это послание потомкам. Показывает прошлое, рассказывает о настоящем и направляет в будущее. Из него можно узнать о ценностях, традициях и достижениях семьи.
А еще хочу показать и рассказать о генеалогическом древе Тавитовых.
Стихи.
1. Амелия. Семья – это то, что мы делим на всех.
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
2. Армила. Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчаться секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
3. Вова. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
4. Лиза. Любите и цените счастье.
Оно рождается в семье.
Что может быть семьи дороже.
На этой сказочной земле.
6. Рефлексия.
Ребята, чему посвящалось сегодня наше занятие? Какой вывод для себя вы сделали? О чем было приятнее всего говорить?
Я дарю каждому из вас вот такое сердечко, которое наполнено всеми ценностями. Чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья!