Получи документы

«Семейная арт-гостиная». Программа родительского клуба в условиях ДОУ

Лидия Кузьменко
«Семейная арт-гостиная». Программа родительского клуба в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Автор программы : Кузьменко Лидия Алексеевна

Паспорт программы :

Наименование программы : «Семейная арт-гостиная».

Цель программы : - способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;

- помогать родителям рассматривать процесс образования как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей ребенка.

Публикация «„Семейная арт-гостиная“, Программа родительского клуба в условиях ДОУ» размещена в разделах

Задачи программы : - повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;

- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;

- содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Автор программы : Педагог-психолог, I квалификационной категории

Кузьменко Лидия Алексеевна

Направление деятельности программы : - Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников.

- Трансляция положительного опыта семейного воспитания.

- Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

- Оптимизация психоэмоционального состояния

- Развитие творческих способностей

Сроки реализации программы : Учебный год (с сентября по апрель)

Участники программы : Родители детей старшего дошкольного возраста и их дети

Ожидаемый результат: - Сформированность у родителей определенных моделей поведения с ребенком;

- повышение уровня педагогических знаний и умений;

- активизирование позитивного мышления помогающего родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей;

- устанавливание доверительного отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка дошкольного возраста в момент адаптации к ОУ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках системной семейной теории описывают возможные варианты дисфункциональной динамики, которые могут быть вызваны проблемами семейного воспитания детско-родительских отношений. В такой ситуации, как показывает практика, своевременное оказание семье адекватной социально - психологической помощи и комплексного сопровождения в целом, существенным образом может способствовать повышению социально-психологической адаптации и нормализации психоэмоционального состояния родителей и как следствие повлиять на перспективы дальнейшего психического развития ребенка.

Одной из технологий психолого-педагогического сопровождения семей является арт – терапия. Оптимизация психоэмоционального состояния, внутрисемейной атмосферы, гармонизация детско-родительских отношений посредством творческой деятельности является наиболее эффективным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, родители и ребенок получают для себя столь необходимую возможность самовыражения, раскрепощения, построения диалога.

Основным методом программы «Семейная арт-гостиная» является эбру-терапия, в которую вплетается квинтэссенция нескольких направлений арт - терапевтической практики, в том числе и инновационных:

• Песочная терапия;

• Куклотерапия;

• Игровая терапия;

• Изотерапия;

• Сказкотерапия

• Мандалотерапия;

• Музыкотерапия.

Учитывая сочетания нескольких арт-терапевтических направлений при организации коррекционной работы, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.

Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы, с использованием эбру, в системе психологического сопровождения семей.

Упражнения позволяют преодолеть ряд проблем:

• трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

• переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

• неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, враждебность к окружающим.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТАВИЛИ:

- теоретические представления о развитии личности ребенка и его эмоциональной сферы, разработанные в отечественной общей и возрастной психологии (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович, А. В. Петровский, В. Д. Шадрикови др.);

- психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются понятия «страх» и «тревога», «агрессия», «психоэмоциональная напряженность» (З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, К. Ясперс и др.);

- теоретические и методологические разработки в области игровой и арт-терапии (Т. С. Абрамова, Л. С. Акопян, М. Е. Бурно, А. Я. Варга, М. Б. Дорохов, А. И. Захаров, А. И. Копытин, М. Наумбург, Г. Рид, Н. Роджерс, А. С. Спиваковская, А. Хилл, А. Фрейд, В. Экслайн, К. Юнг и др.).

Исследования, проведенные под руководством Л. Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные психолого-педагогические задачи:

РАЗВИВАЮЩИЕ. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

КОРРЕКЦИОННЫЕ. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ. Терапевтический эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений, а также особенности семейной ситуации, проблемы личности.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы «Семейная арт-гостиная» - оптимизация психоэмоционального состояния, внутрисемейной атмосферы, гармонизация детско-родительских отношений посредством творческой деятельности.

Программа направлена на решение следующих задач:

• оптимизация психоэмоциональных состояний, осознание собственных чувств и переживаний в процессе творчества;

• оптимизация внутрисемейной атмосферы;

• гармонизацию детско-родительских отношений;

• развитие навыков принятия решений;

• создание условий для самовыражения;

• развитие самосознания, позитивного самоотношения повышение уверенности в себе;

• развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;

• развитие навыков рефлексии.

Педагогические принципы, положенные в основу работы клуба :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.

2. «Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр.

Планируемые результаты

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения семей позволит :

• Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками является безопасным способом освободиться от негативной энергиии разрядить напряжение.

• Проработать мысли и чувства, которые дети и взрослые зачастую подавляют в себе. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

• Наладить отношения между психологом, ребёнком и родителями. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

• Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, предусматривают самостоятельный выбор краски и упорядочивание цвета и форм.

• Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия арт - терапией создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

• Повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка, семьи в целом.

План коррекционных занятий

• Занятие 1. «Совместное рисование»

Ритуал приветствия «Ласковые лапки»

Арт-терапевтическое упражнение «Рисование по заказу»

Рефлексия.

Ритуал прощания

• Занятие 2. Монотипия

Ритуал приветствия.

Арт-терапевтическое упражнение «Остров счастья»

Арт-терапевтическое упражнение «Монотипия» :

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 3 Рисунок в круге «Мандала»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Волшебная палочка» :

Упражнение «Круг радости» :

Арт-терапевтическое упражнение «Мандала»

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 4. «Кляксы»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Доброе животное» :

Игра «Весёлый Дракоша» :

Арт-терапевтическое упражнение «Кляксы» в стиле Эбру.

Арт-терапевтическое упражнение с использованием космического песка «Подарки для Дракоши».

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 5. Разноцветные краски

Ритуал приветствия «Солнышко».

Игра «Дотрогашки» :

Беседа с психологом

1. Рассказ психолога о красках.

Арт - терапевтическое упражнение «Разноцветные краски» :

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 6. Сказочная кукла

Ритуал приветствия. Игра «Шалтай-Болтай»

Арт-терапевтическое упражнение «Кукла моего настроения»

Арт-терапевтическое упражнение «Дом, в котором мы живём».

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 7. Мое дерево

Ритуал приветствия.

Упражнение «Доброта»

Упражнение «Дерево желаний»

Арт-терапевтическое упражнение «Моё дерево» - (эбру)

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 8. Мой страх

Ритуал приветствия.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Арт-терапевтическое упражнение «Песочный страх»

Рефлексия. Обсуждение занятия.

Ритуал прощания.

• Занятие 9. Сказочные фигуры

Ритуал приветствия.

Упражнение «Цвет моего настроения».

Арт-терапевтическое упражнение «Сказочные фигуры»

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 10. «Угощение на день рождения»

Ритуал приветствия.

Упражнение «Калейдоскоп».

Арт-терапевтическое упражнение «Игры с водой».

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 11. Прогулка в лес

Ритуал приветствия:

Семья стоят в кругу и приветствуют друг друга (пожимают друг другу руки).

Основная часть

Игра-медитация «Прогулка в лес»

Игра «Ласковые лапки»

Упражнение «моя семья»

Рефлексия занятия: обсуждение чувств и эмоций.

Ритуал прощания

• Занятие 12. Песочный город

Ритуал приветствия

Игровая мотивация

«Волшебная страна»

Игра с песком (мышцы рук)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания

• Занятие 13. Волшебный лес

Ритуал приветствия

Упражнение «Навстречу друг к другу»

Основная часть.

«Семейный дом»

Рефлексия занятия.

Ритуал прощания.

• Занятие 14. Нарисуем музыку и звуки

Ритуал приветствия

Упражнение «Подарок по кругу»

Упражнение «Звуки» :

Арт-терапевтическое упражнение с элементами эбру «Нарисуем музыку и звуки».

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 15. Путешествие на море

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «Звуки моря»

Упражнение «Разноцветные рыбки» (наблюдение за сенсорной колонной)

Арт-терапевтическое упражнение «Дорисуй рисунок» (с использованием эбру)

Рефлексия занятия

Ритуал прощания.

• Занятие 16. «Морские приключения»

Ритуал приветствия

Основная часть

Игровая мотивация

Пальчиковая гимнастика «Пароход»

Упражнение «Веселые кораблики»

Релаксационное упражнение «Солнышко и луна»

Рефлекси:

Ритуал прощания

• Занятие 17. Театр теней

Ритуал приветствия «Шарик».

Основная часть

Упражнение «Тени»

Рефлексия занятия. Участники обсуждают понравившихся героев

Ритуал прощания

• Занятие 18. Необычный сосуд

Ритуал приветствия Упражнение «Наполняем сосуд»

Арт–терапевтическое упражнение «Разукрась свой сосуд».

Рефлексия занятия

• Занятие 19. Наши ладошки

Ритуал приветствия.

Упражнение «Чья ладонь?» Арт-терапевтическое упражнение «Рисование ладонями».

Рефлексия.

Ритуал прощания

• Занятие 20. Пластилиновые картинки.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Прячем ручки»

Арт-терапевтическое упражнение «Пластилиновые картинки»

Огород

Упражнение «Пластилин».

Рефлексия.

Ритуал прощания

• Занятие 21. Разноцветный лед.

Ритуал приветствия

Игра «Тает льдинка»

Участникам предлагается заранее замороженный кусочек льда.

Упражнение «Ледяные фигуры»

Рефлексия:

Ритуал прощания

• Занятие 22. Сказочная страна

Ритуал приветствия.

Упражнение «Я – сказочный герой»

Упражнение «Воображаемый путь»

Рефлексия.

Ритуал прощания.

Упражнение «Дождик в ладошке» с использованием сенсорного шара и шума дождя.

Рефлексия.

Ритуал прощания

• Занятие 23. Фруктовые истории

Ритуал приветствия.

Упражнение «Ассоциации» :

Упражнение «Цветные фрукты»

Арт-терапевтическое упражнение «Фруктовые истории».

Рефлексия.

Ритуал прощания.

• Занятие 24. «Семейная книга». Итоговое.

Ритуал приветствия.

Игра «Здравствуй!»

Упражнение «Тучки».

Арт-терапевтическое упражнение «Отпечатки»

Рефлексия.

Ритуал прощания.

По окончанию цикла занятий всем участникам дарится «Семейная книга», составленная из их творческих работ с личными «отпечатками- автографами».

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Методы и методики диагностики эмоционального состояния

Цветовой дневник настроения

В цветном рисунке ребенка всегда отразятся его настроение и эмоции.

В начале занятия всем членам семьи предлагается выбрать цветной штамп, который сейчас нравится больше всего. Цвет этого штампа и будет отражать настроение.

Красный цвет в рисунке означает энергию преобразования, действия и очищения. Если красный цвет отсутствует в рисунке, то это указывает на пассивность, а также недостаток сил для самореализации.

Розовый цвет – его преобладание в рисунке предположительно указывает на повышенную чувствительность, застенчивость, уязвимость, потребность в заботе.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый цвет указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность.

Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков.

Зеленый цвет – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение.

Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации.

Коричневый цвету показывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.

Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ

Общие условия организации занятий

Предлагаемый вариант программы рассчитан на 24 занятия, продолжительностью 30-40 мин.

Занятия проводятся один раза в неделю.

Форма занятий - диада «ребенок – родитель», триада «родители – ребенок».

Желательно, чтобы занятия вели два специалиста (психолог и психолог; психолог и педагог, что позволяет осуществить более эффективное взаимодействие с семьей: оказать внимание одновременно нескольким участникам, быстро организовать необходимое пространство для творчества (расставить, убрать нужные материалы, не упустить некоторые важные моменты и особенности изменения поведения детей и родителей. Второй специалист во время занятий, если необходимо сопровождает ребенка, помогает ему.

Арт – терапевтическая работа в клубе подразумевает работу одновременно в четырех направлениях:

• развитие воображения, творческого мышления (все арт-терапевтические упражнения стимулируют воображение ребенка, включают его фантазию, что способствует проявлению у ребенка творческого подхода к разным задачам. У участника появляется новое видение, новое понимание привычных предметов и явлений, что позволяет конструктивнее решать возникающие проблемы и выходить из сложных ситуаций).

• выражение ребенком и родителями своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях, а также выражение «застарелых» эмоций, которые участники занятий не могли своевременно выразить и которые мешают им жить (страхи, обиды, злость и др.);

• самопознание участников (расширение представлений о себе, установление адекватной самооценки, повышение контроля за своими действиями);

• социализация (познание других людей, механизмов эффективных взаимоотношений с ними).

Каждое занятие строится по единому принципу:

• Заполнение карт наблюдения (эмоциональный фон на начало занятия);

• Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);

• Вводные разминочные упражнения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);

• Реализация арт-техники и обсуждение (выполнение самой темы занятия);

• Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);

• Заполнение карт наблюдения (эмоциональный фон на конец занятия);

• Ритуал прощания.

Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной или функциональной музыки. Использование музыки помогает родителям и ребенку успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

Помещение для проведения занятий разделено на несколько зон:

1 зона, оснащенная творческой мастерской, которая включает в себя:

• стол для рисования песком с подсветкой;

• поверхность для работы с кинетическим и космическим песком;

• сцену для театра теней.

2 зона для эбру терапии, оснащенную:

• столом – мольбертом для рисования;

• поддоном с подсветкой для акваанимации.

3 свободная зона для упражнений.

4 зона, оснащенная интерактивной песочницей.

Оборудование

Для организации эбру терапии необходимо:

• стол-мольберт;

10 баночек с красками по 40 мл: белый, красный, синий, желтый, зеленый, черный, оранж, гранат, голубой, темно-зеленый,

материалы для эбру рисования: лоток А4 для акваанимации с подсветкой, загуститель-порошок 100 г (на 17-20 л раствора, шило, гребень, кисть веерная, бумага,

• материалы для арт-терапии : простые карандаши, ластики, наборы цветных карандашей, фломастеров, маркеров, пастель, краски акварельные, гуашь, кисти, стаканчики для воды, сухие и влажные салфетки, картон цветной, пластилин, ножницы,

• развивающие пособия и игрушки,

• магнитофон для музыкального сопровождения,

• релаксационная музыка.

Для организации занятий в рамках куклотерапии или сказкотерапии необходимо:

• кукольная мебель (дерево,

• фигурки людей,

• кукольный домик,

• кукольная одежда,

• куклы би-бо-бо,

• фигурки для кукольного театра,

• фигурки для театра теней,

• сцена для театра теней.

Для организации процесса песочной терапии потребуются песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок:

1. Чистый, просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется большая часть ящика.

Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

2. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

В набор игрушек могут войти:

• Фигурки людей

• Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

• Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

• Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

• Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

• Сказочные герои (злые и добрые)

• Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

• Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

• Пластмассовые или деревянные сказочные герои русских народных сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок» и т. д.

• Лопатки

• Кубики из разного материала (дерево, железо, пластмасса)

• Набор мелкой посуды

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Вальдес, Одриосола М. С. Интуиция, творчество и арттерапия / М. С. ВальдесОдриосола. - М. : ИОИ, 2012. - 96 c.

• Воронова А. А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2013.

• Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей / А. А. Воронова. - Рн/ Д: Феникс, 2013. - 253 c.

• Копытин А. И. Основы Арт-терапии. —СПб, 2016.

• Копытин А. И. Практикум по Арт-терапии. —СПб, 2017.

• Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М. : Когито-Центр, 2014. - 197 c.

• Копытин, А. И. Современная клиническая арт-терапия : Учебное пособие. / А. И. Копытин. - М. : Когито-Центр, 2015. - 526 c.

• Ляшенко, В. В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт-терапия / В. В. Ляшенко. - М. : Психотерапия, 2014. - 160 c.

• Никитин, В. Н. Арт-терапия : Учебное пособие. / В. Н. Никитин. - М. : Когито-Центр, 2014. - 328 c.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа»Фотоотчёт о заседании детско-родительского клуба ко Дню матери «Мамина школа» "Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и.

«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба«Моя мама — лучшая на свете!». Организация работы с родителями в рамках родительского клуба В нашем саду прошло очередное заседание родительского клуба «Мой малыш». Так как мероприятий для мам в 1 младшей группе не проводилось,.

Познавательно-развлекательная программа «Семейная круговерть»Познавательно-развлекательная программа «Семейная круговерть» Познавательно-развлекательная программа с воспитанниками социально- реабилитационного центра «Семейная круговерть» (к Международному дню.

Проект родительского клуба «Ладушки» Автор и руководитель проекта: Васильева О. А., воспитатель группы раннего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Когда в семье появляется малыш,.

Сценарий заседания детско-родительского клуба «Семейные посиделки» в группе раннего возраста Задачи: Воспитывать у детей чувства любви к родному дому, семье, детскому саду, России. Воспитывать желание участвовать в играх, драматизациях,.

Семейная гостиная (фотоотчет)Семейная гостиная (фотоотчет) Одним из важных факторов для создания социально-педагогических условий в ДОУ является взаимодействие с семьёй. Семья и образовательное учреждение.

Семейная гостиная «Как растет мой малыш» Проект. Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодняшним материалом я хочу начать большую работу, направленную на вовлечение родителей в образовательное.

Семейная гостиная «Маму поздравляют малыши!» Праздник к 8 Марта во второй группе раннего возрастаСемейная гостиная «Маму поздравляют малыши!» Праздник к 8 Марта во второй группе раннего возраста Группа празднично украшена шарами, цветами. В группу под песню «Мамочка милая, мама моя…» входят нарядные дети становятся на коврик врассыпную.

Семейная гостиная посвященная «Дню Матери» в подготовительной группеСемейная гостиная посвященная «Дню Матери» в подготовительной группе Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и родителей. Задачи: -воспитывать любовь и уважение к матери, стремление.

«Немного о семейном общении». Заседание родительского клуба «Домашний очаг» - Добрый день, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на заседании родительского клуба. Тема нашего сегодняшнего заседания "Немного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Семейная арт-гостиная». Программа родительского клуба в условиях ДОУ
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 11:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Семейная арт-гостиная». Программа родительского клуба в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Кузьменко (УИ 1772692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД