любовь мельникова
Проект «Семь «Я» — одна семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семь «я» - одна семья»
15 мая - День семьи
15 мая – всемирный день семьи. Этот день был установлен Всемирной организацией защиты детей ЮНЕСКО. Что можно предпринять запоминающегося в этот день, чтобы он запомнился всей семье : тебе и твоим домашним, родственникам? Кто ваши родственники? Правильно, это мамы и папы, бабушки и дедушки. То есть, те люди, которые на самом деле вам являются самыми близкими и родными, они живут вместе с вами в одной семье, это и есть родственники.
Каждому слово «семья» - родное,
Публикация «Проект „Семь „Я“ — одна семья“» размещена в разделах
Даже в слове том много тепла,
Оно - словно солнце большое,
Полно и надежд и добра.
Нас согреют мамины руки,
Они – словно солнца лучи,
А папины руки не знают скуки,
Спасут детвору от тревоги они.
Итак, неделю, предшествующую Дню семьи мы посвятим путешествию по страницам семейного альбома на каждом занятии.
В понедельник на Нод "Художественное творчество" сконструируем из пирамидки макет семьи.
Нод " Познание" – беседа о семье.
Во вторник – песня о семье «Фамильная песенка». Рисуем – семейные портреты.
В среду – Дети принесли книги о семье, стихи и мы их зачитывали.
В четверг – пытаемся моделировать семью из пластилина. Ознакомились с частушками про фамилии и историю происхождения фамилий.
В пятницу применить физминутку про семью «Этот пальчик мамочка…». Физкультура – игры.
Так как день семьи приходится на выходной день, мной, воспитателем, была придумана форма отмечания этого дня детей вместе с родителями. Ещё в начале недели родителям было предложено приготовить к пятнице, один из вариантов, ниже перечисленных:
1 Семейная гостиная «История моей семьи»
2 Семейное путешествие «Древо моей семьи»
3 Творческая мастерская «Портрет моей семьи»
4 По страницам семейного альбома.
Понедельник для объяснения нам нужна детская пирамидка, или кубики разного размера.
Воспитатель говорит о том, что сегодня мы будем беседовать на тему, что такое семья. Давайте представим, что все ступени семьи или семейного рода можно обозначить этими колечками, или кубиками. Давайте возьмём первое кольцо – самое большое и наденем на пирамидку. Это кольцо будет обозначать ваших прабабушку и прадедушку – родителей ваших бабушек и дедушек. Как вы думаете, ребята, как тогда можно назвать следующее кольцо? Ответ: бабушка и дедушка.
Правильно: тогда можно надеть на пирамидку второе кольцо. Какое название будет носить оно? Ответ: мама и папа.
Тоже правильный ответ. Надеваем на пирамидку третье кольцо. А вот это кольцо вы сами, давайте и его наденем на пирамидку. Но посмотрите, у нас осталось ещё одно кольцо, самое маленькое, а всех членов вашего рода мы уже перечислили. Что обозначает это кольцо? Ответ: ваших будущих детей.
И что же получилось в результате? (пирамидка) на чём держится вся пирамидка? (на самом большом кольце). Давайте вспомним, как мы назвали это кольцо, кого оно обозначает? (прадедушку и прабабушку)
Давайте вспомним, чем мы занимались ранее? Строили пирамидку, а следовательно на примере пирамидки рассказывали о родстве любого человека. Но ведь родственники у нас не только мамы, бабушки, папы и дедушки. У ваших мам и пап есть братья и сестры, и у многих из вас тоже есть братья и сестры. Поэтому большой род было принято изображать в виде дерева, в котором каждая веточка обозначала кого-то из родных. Такое дерево имеет трудное научное название – «генеалогическое древо». Вот посмотрите, здесь крупно изображено такое генеалогическое древо. (показывает большой рисунок). Я принесла домашние фотографии родных. И на примере моих фотографий мы будем размещать их на приготовленном мною заранее «генеалогическом древе». Вот,посмотрите, у меня в руках портреты моих бабушки и дедушки, это самые старые фамильные фотографии. На нашей схеме мы разместим такие фотографии там, где нарисованы корни древа. Разместив все фотографии воспитатель обращает внимание на то, что оно имеет ещё один пример – семьи.
Вторник – воспитатель и педагог по музыке предлагают детям поучить на занятии новую песенку про семью «Фамильная песенка» (на мелодию «Голубой вагон» В. Шаиского)
Празднуем мы нынче
День фамилии,
Хоть в календаре
Такого нет.
Тайну в этот день
С тобой раскрыли мы,
И раскрыли мы с тобой секрет.
Припев: знаем мы, знаем мы
Отчего, почему
Наши фамилии появились вдруг?
И понимаем мы,
Почему, почему
Лучше фамилии
Не найти вокруг.
Где б ты не родился
Дорогой дружок,
И в какой стране ты б не жил,
Относись к фамилии ты хорошо,
И фамилией ты дорожи.
Дети заучивают песню.
Воспитатель и педагог по рисованию предлагают детям нарисовать на занятии или в союодное время «портрет своей семьи»
Среда -
Воспитатель рассказывает детям о том, как и когда появились фамилии. люди имели имена в течении многих тысяч лет, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать своих знакомых.
Например: рядом жили 2 человека с именем Дэвид, один из них был ленив. поэтому его стали называть Дэвид Лежебока.
Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживания: человек который жил или работал на мельнице, стал называться Мельников, кто жил у рощи – Рощин. Ну и,конечно, исполняемая человеком работа позволяла отличить одного от другого. Там появились Кожемякины,Токаревы, Плотниковы и другие.
Зачитывание стихотворения: «Фамилии бродят по свету»
Фамилий каких только нету:
Смешных, горделивых, серьёзных,
Со смыслом двойным и с секретом,
Кричащих, угрюмых, курьёзных
Фамилий немало есть вкусных:
Борщов есть, Сметанин и Блинный,
Фамилий немало есть грустных:
Плаксин есть, Беззубов, Невинный.
Фамилии есть и цветные:
И Чёрный, и Белый, и Рыжий.
Фамилии есть именные:
Петров, Иванов или Гришин.
Фамилии бродят по свету
И ищут по вкусу хозяев.
Фамилий каких только нету:
И добрых, и злых и отчаянных.
Горжусь я своею фамилией,
Ведь это не просто слово,
Оно дорогое мне, милое,
Его повторяю я снова.
Ведь это – моя фамилия,
Ведь это – моя реликвия,
Ведь это – моя семья,
Ведь это – истинный Я!
Четверг - воспитатель предлагает детям снова вспомнить о своей семье и слепить членов своей семьи из пластилина.
Музыка: дети вместе с музыкальным руководителем повторяют выученную на прошлом занятии песенку и предлагает послушать «Частушки про фамилии»
Про фамилии частушки
Пропоём мы вам сейчас.
Приготовьте ваши ушки,
Посмеёмся в этот час.
Хоть зовётся мальчик - Книгин,
Не читает вовсе книг он
С книгой он всегда скучает,
И вздыхает, и зевает.
Ах, фамилия какая
У него чудесная.
Познакомьтесь : Саша милый,
Личность всем известная
Только он совсем не милый,
Он скорее агрессивный.
Всем грубит и лезет в драки,
Он, наверно, Забиякин.
Просит бабушка внучка
Скушать борщ, окорочка.
Внук не сядет за обед,
Если не дадут десерт.
Сладости он обожает,
Килограммами съедает,
Аппетит ведь это портит,
Но не тем, чьё имя Тотрин.
Мама с папою не могут
Уложить дочурку спать.
Уговоры не помогут
Не идёт она в кровать.
Ох, от дочкиных капризов
Разболелась голова.
Спать не хочет наша Лиза
По фамилии Сова.
Разные фамилии,
У людей бывают,
Но с характерами их
Порой не совпадают.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – МОЛОДЕЦ!
Прослушав частушки воспитатель говорит о том, что у всех людей есть фамилии и даже в одной семье они могут быть разными. При этом необходимо сделать акцент на то, что плохих фамилий нет! И настоятельно порекомендовать детям не судить людей по их фамилиям, не относится к человеку с насмешкой за то, что он носит фамилию Перебейнос или Индюков.
Пятница – на прогулке. Воспитатель предлагает детям поиграть немного.
1 игра: играющим раздаётся карточки с рисунками, на которых изображены люди различных профессий, природа (лес,цветок, туча, небо). Ребёнок показывает карточку, тут же придумывает фамилию, соответствующую данному рисунку. Например: на карточке изображён человек, который косит сено, значит и фамилия будет соответствующая, Косарев. Или же на картинке нарисованы ромашки. Возможно, что фамилия будет Ромашкин или Ромашин.
2 игра: смысл заключается в том, что нужно изобразить жестами, мимикой, действием определённое слово, не произнося при этом не звука. Все загадывают слово (в данном случае – фамилию) и начинают изображать его.
Воспитатель проводит занятие, согласно плану. Но включает в него физминутку о семье :
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Это пальчик - папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Домашнее задание родителям:
1 «История моей семьи» - здесь ребёнок, благодаря помощи родителей, мамы и папы, с помощью рисунков или фотографий рассказывает о том, как родился он и что предшествовало его рождению. Рассказ о том, как познакомились мама и папа, свадьба, рождение на свет – ЕГО.
2 «Древо моей семьи» - ребёнок и его родители делают макет «древа своей семьи», сопровождая его или фотографиями с надписями или одними надписями.
3 «Портрет моей семьи» - ребёнок с родителями рисуют или аппликируют свою семью, приклеивают фотографию семейную, но тогда обязательно делают рамку своими руками.
4 «По страницам семейного альбома» - здесь может рассказываться о том, какими игрушками играли бабушки и дедушки, сопровождая рисунками или картинками этих игрушек. в какие игры играли папы и мамы, какие песни любите слушать вы в их исполнении и т. д.