Снежана Киунова
Конспект НОД по экологии «Исследователи воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №60»
Сценарий НОД в МАДОУ в средней группе
по экологии «Исследователи воздуха»
Выполнила
воспитателем
Киунова С. В.
Березники 2015 г.
Цель: Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширять зна-ния о воздухе.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Исследователи воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Задачи: Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления де-тей о воздухе, его свойствах. Продолжать закреплять навыки проведения опытов. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Создать условия для развития образ-ного мышления, сообразительности, внимания. Способствовать формированию мыслительных опе-раций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать интерес к экспериментированию, аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: наблюдение за воздухом на прогулке, отгадывание загадок.
Оборудование: листы бумаги 20 шт., воздушные шары (20 шт. ,1 надутый шар, пластиковые стаканы (20 шт.) трубочки (20 шт., глубокие пластмассовые тарелки на каждого ребенка, игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые, предметные картинки (20 шт., персонаж – клоун.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследо-ваниями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята! Смотрите, кто к нам пришел в гости. Вы угадали кто это?
Дети: Клоун.
Воспитатель: Зовут его Федя. Давайте поздороваемся с ним!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А посмотрите, что у него в руках!
Дети: Шарики. Один надутый, а другие сдутые.
Воспитатель: Федя, а что случилось? У тебя один шарик - весёлый, толстый, а другие худые и грустные. Не расстраивайся, Федя. Садись рядом с ребятами, и ты узнаешь много интересного. Сего-дня мы будем говорить о воздухе. Ребята, как вы думаете, почему другие шарики такие худые и гру-стные?
Дети: В нём нет воздуха, они не надутые.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым?
Дети: Надуть его.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Откуда же берётся воздух?
Дети: Мы его выдыхаем.
Воспитатель: Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух.
Дети вдыхают через нос, а выдыхают через рот.
Воспитатель: Теперь подставьте ладошки ко рту, вдохнём и выдохнем. Что вы почувствовали?
Дети: Движение воздуха.
Воспитатель: Давайте надуем шарики, чтобы они были круглыми и упругими.
Дети надувают шар, зажимают его пальцами.
Опыт № 1: «Пузыри»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. Узнаем много интересного и нового о воздухе. Посмотрите, опускаю шарик отверстием вниз в тазик с водой и разжимаю пальцы, а другой рукой поддерживаю шарик. Вот так. Что появляется в воде?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Откуда взялись пузыри?
Дети: Из шарика выходит воздух.
Воспитатель: Откуда воздух появился в шарике?
Дети: Мы его вдохнули.
Воспитатель: А теперь вы, ребята, сделайте так, чтобы в шарике появился воздух.
Дети выполняют
Воспитатель: Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух. Для чего он нужен челове-ку? Дети: Чтобы дышать.
Федя: Зачем нужен воздух, я легко могу обойтись и без воздуха.
Воспитатель: Давайте проверим: может Федя прав? Наберите побольше воздуха и попробуй-те не дышать, хотя бы недолго.
Дети пробуют не дышать.
Воспитатель: А теперь ты, Федя, сделай тоже самое, а мы с ребятами посчитаем, сколько сможешь не дышать.
Федя зажимает пальцами нос и не дышит. Дети считают.
Федя: Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо, без воздуха и, правда, жить не возможно!». Ре-бята, кому нужен воздух, кто не может жить без него?
Дети: Люди, животные, растения.
Федя: А мы видим воздух?
Дети: Нет, не видим.
Федя: Значит, какой воздух?
Дети: Невидимый.
Федя: Вот вы считаете, что воздух есть в каждом предмете, а я вам не верю! Докажите!
Опыт № 2. Камень
Воспитатель: А сейчас мы это проверим. (Достает предмет и опускает в воду.) Что мы видим в воде?
Дети: Из камня выходят пузыри.
Воспитатель: А если есть пузыри, то значит, есть что?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Давайте попробуем вместе этот опыт.
Федя: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим?
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Опыт № 3: «Воздух в человеке»
Федя: Посмотрите, беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит?
Дети: Пузырьки появились.
Федя: А теперь ребята, вы попробуйте, подуйте в трубочки. Откуда же появились пузырьки?
Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Федя: Ребята, что внутри нас?
Дети: Воздух.
Федя: Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните.
Дети: Запаха нет.
Федя: А вот я думаю, что это не так, я всегда чувствую его, когда бабушка печет сладкие бу-лочки. Воспитатель: Знаешь, Федя, дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А вот прав ли ты, сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это воздух пахнет или апельсиновая корка издает такой аромат?
Дети: Запах идёт от апельсиновой корочки.
Воспитатель: Ребята, запах передаётся по воздуху. Клоун Федя был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах булочек. Ребята, воздух имеет запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как же мы чувствуем запахи?
Дети: Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.
Воспитатель: Молодцы. А теперь немножко отдохнем.
Федя: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри предметов;
- что воздух есть внутри людей;
- что без воздуха не возможна жизнь;
- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
- что ветер - движение воздуха.
Воспитатель: Федя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Федя: Я тут! (дует). Я запираю воздух в красивые нарядные шарики. Я хочу подарить эти ша-рики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнала сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом.