Анна Масленникова
Самостоятельная экспериментально — исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому, и наши дети должны быть к этому готовы.
экспериментально - исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники - прирожденные исследователи)
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в том, что экспериментально – исследовательская деятельность – это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.
По мнению академика Поддъякова в ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта анализирует, делает вывод, умозаключение, при этом самостоятельно овладевая знаниями о том или ином законе или явлении.
В связи с этим, мы с детьми подготовительной группы решили создать Уголок экспериментирования.
Цель создания уголка – сформировать у детей способность к исследовательскому типу мышления., развивать у детей познавательные способности анализа, сравнения, обобщения и классификации.
При проведении опытов мы с ребятами используем алгоритмы подготовки и проведения опытов и экспериментов.
Благодаря экспериментированию, дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т. е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
Оборудование в уголке экспериментирования : различные приборы, природный материал, разные виды бумаги, красители, медицинские материалы и много другое. Главное то, что оборудование должно быть подобрано в соответствии с возрастом детей – это самое главное.
Самые главные требования при оборудовании уголка – это безопасность, достаточность и доступность. При проведении опытов и экспериментов мы с детьми всегда соблюдаем правила поведения и технику безопасности. Для того чтобы детям самостоятельно легче было проводить опыты они используют алгоритмы и схемы различные, в нашей группе есть картотека.
А какое удовольствие получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Ведь опыт - это наблюдение!
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно (с вашей помощью). Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.
Таким образом, организация экспериментальной деятельности – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей : самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.