Людмила Беланова
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ :
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛАНОВА Л. С. – высшая квалификационная категория.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Русский народный костюм
- Темочки
2. Уточнить знания детей о составляющих русского национального костюма и его украшениях.
3. Продолжать обучать детей традиционным ремеслам, развивать эстетический вкус, самостоятельность, инициативу.
4. Закреплять знания пословиц и поговорок о труде.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Занятия по народной культуре, беседы, рассматривание кукол в национальных костюмах, индивидуальная работа по бисероплетению, ткачеству на рамках, лоскутной мозаике, плетению косичек.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: косоворотка, кокошник, кичка, панева, оберег.
НОД
В. : Дети, сегодня мы с вами поговорим об одежде, в которую мы одеты. (Воспитатель и дети в русской народной одежде). Расскажите, когда носили такую одежду?
Д. : Такую одежду носили давным-давно, в старину.
В. : Кто носил?
Д. : Наши предки, руссичи, народ.
В. : Зачем человеку нужна одежда?
Д. : Чтобы было тепло, красиво, скрывало голое тело.
В. : Как называется такой костюм?
Д. : Русский народный костюм.
В. : Давайте подойдем к манекену, к нашей красавице, рассмотрим ее. (Выставлен манекен в паневном ансамбле)
Дети, назовите составляющие этого костюма?
Д. : Рубаха, панева, фартук, кичка.
Дети, расскажите все о рубахе.
Рубаху носили мужчины, женщины и дети. У женщин широкая,длинная до пят; у мужчин до колена, у детей-длинная до пят.
В. : Из чьей одежды шили рубахи мальчикам и девочкам? - Из одежды родителей: мальчикам из папиной, девочкам из маминой.
Д. : Потому что одежда считалась оберегом. Она оберегала дитя отвсего дурного и плохого.
В. : Чем украшали рубаху?
Д. : Вышивкой, тесьмой, красными ластовицами, украшения были тоже оберегом.
В. : Покажите оберег на ваших рубахах? (Дети показывают и рассматривают ворот, подол, рукава)
Расскажите, какие цвета использовали чаще других?
Д. : Красный, т. к. это цвет огня, солнца.
В. : Почему рубаха у мужчин называлась косоворотка?
В. : Застежка была на боку. Дети, мы знаем,что рубаху подпоясывали узким поясом. Для чего это делалось?
Д. : Это тоже оберег, его ткали сами мастера.
В. : Правильно, наши предки не могли без пояса выйти из дома. Про человека без пояса говорили: распоясался, а сейчас в наше время мы говорим, распоясался про человека невоспитанного, который ведет себя плохо.
В. : Как называлась эта юбка, какой на ней рисунок?
Д, : Панева, она всегда была в клеточку, это означает вспаханное и засеянное поле.
В. : Что еще мы с вами не назвали?
Д. : Фартук, завеса. Его тоже украшают оберегами вышивкой, тесьмой, бисером.
В. : Назовите головные уборы, которые носили наши предки:
Д. : Кокошник, кичка, сорока, сборник.
В. :Дети, объясните, что значит слово кокошник?
Д. : От слова «кокошь» - петух, кокошник был похож на гребешок курицы.
В. : Почему названия головных уборов птичьи?
Д. : Так как они все устремлялись ввысь, в небо, к птицам, к Богу.
В. : Чем их украшали?
Д. : Бисером, жемчугом, золтой тесьмой.
В. : Как вы думаете, почему женщины закрывали свои волосы, а девушки нет.
Д. : Женщинам нельзя было показывать свои волосы, так как они были замужем, а девушки нет, они еще не нашли свою вторую половинку и показывали свою красоту.
В. : Чем украшали голову молодые девушки, девочки?
Д. : Атласными лентами, обручами, венцами.
В. : Вы ведь тоже украсили свои головы атласным цветными лентами. Вот видите оказывается наши предки были большими мастерами и умельцами, потому что они делали все своими руками. Вот и мы с вами покажем, как умеем трудиться.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ: ТРАДИЦИОННЫЕ РЕМЕСЛА.
ТРОЕ ДЕТЕЙ ПЛЕТУТ КОСИЧКИ.
ТРОЕ ДЕТЕЙ ТКУТ НА РАМКАХ КОВРИКИ.
ТРОЕ ПЛЕТУТ ИЗ БИСЕРА ФЕНЕЧКИ.
(В ходе практической деятельности звучит русская народная мелодия)
В. : Какие же вы у меня мастера и рукодельницы, недаром в народе говорили :
ДЕЛО МАСТЕРА БОИТСЯ.
КАКОВ МАСТЕР, ТАКАОВА И РАБОТА.
ЗОЛОТЫЕ РУКИ – ЗОЛОТЫЕ ДЕЛА.
В. : Дети, скажите, а кто такие мастера?
Д. : Это люди, которые лучше всех выполняют свою работу, не ленятся, вкладывают душу и старание.
В. : Дети, прочитайте пословицы о труде.
БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.
ДЕЛУ ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ ЧАС.
БЫЛАБЫ ОХОТА, ЗАЛАДИТСЯ ЛЮБАЯ РАБОТА.
ГЛАЗА СТРАШАТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТ.
КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО.
В. : Русский народ умел не только хорошо трудиться, но и веселиться. Вот и мы сейчас поиграем в игру «Золотые ворота». Проводится р. н. игра «Золотые ворота».